Мария Осташенко

Мария Осташенко

Партнер
Мария Осташенко

Chambers Europe

С ней приятно иметь дело, она быстро отвечает на запросы и прекрасно понимает суть ситуации и способы ее решения.

Биография
Проекты
Публикации
Рейтинги и награды

Мария Осташенко является партнером и возглавляет практики Интеллектуальная собственность, Коммерческое право и Защита персональных данных и кибербезопасность.

Мария руководит командой юристов коммерческой практики, на протяжении многих лет консультирует клиентов АЛРУД по вопросам защиты кредитных рисков сторон, форм юридического присутствия и моделей ведения бизнеса на территории России, сопровождения стартапов, а также реализации комплексных проектов в связи с внешнеторговыми сделками.

В сфере интеллектуальной собственности Мария оказывает правовую поддержку клиентам по вопросам оформления прав, использования, управления и защиты бренда, нематериальных активов, проведения маркетинговых активностей и рекламы, обладает значительным опытом разрешения споров в области интеллектуальной собственности, в том числе мирными способами.

Мария представляет интересы международных клиентов по вопросам правового регулирования персональных данных в России, обязательств операторов в связи с обработкой данных, в том числе при трансграничных передачах, структурирования потоков информации между компаниями международных групп.

Мария является членом Международной Ассоциации юристов (IBA), International Trademark Association (INTA), International Technology Law Association (iTechLaw), International Distribution Institute (IDI) и Международной Ассоциации Специалистов в Области Защиты Неприкосновенности Частной Жизни (IAPP).

В 2004 году Мария Осташенко окончила Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова; в 2006 году получила степень магистра Частного права в Российской Школе Частного права при Президенте РФ. В этом же году Мария присоединилась к команде АЛРУД.

Включают консультирование:

Инновационной компании-производителя биофармацевтических препаратов, мирового лидера производителя в области орфанных заболеваний,

по вопросам взаимоотошений с дистрибьюторами в России и СНГ, маркетинговой стратегии и активности на рынке.

Всемирно известного американского производителя смартфонов и планшетов

по вопросам проведения рекламных кампаний продукции клиента в России.

Английского модного бренда класса люкс

по вопросам ведения деятельности на территории России, в том числе заключения дистрибьюторских соглашений и ввоза товаров в Россию.

Ритейл-группы, имеющей сеть кофеен по всему миру,

по вопросам заключения договора франчайзинга с российским партнером, ввоза продукции.

Международной платежной системы

по требованиям российского законодательства о персональных данных, применимых к продуктам клиента, к трансграничной передаче данных внутри группы.

Мария Осташенко стала автором Data Protection & Cyber Security
Издательства The In-House Lawyer и The Legal500 опубликовали руководство Data Protection & Cyber Security, которое посвящено различным вопросам защиты данных и кибербезопасности в 23 юрисдикциях. Авторами руководства выступили эксперты из ведущих юридических фирм со всего мира, входящих в рейтинг The Legal500. Российская часть была подготовлена Партнером АЛРУД Марией Осташенко, которая была рекомендована рейтингом The Legal500 EMEA в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии, разрешения споров. In-House Lawyer – юридический журнал и интернет-портал, предоставляющий достоверную информацию во всех сферах права для внутренних юристов компаний. Публикуемые более 33 лет, справочники The Legal 500 предоставляют наиболее обширную и точную информацию о юридических фирмах более чем из 150 стран мира. Ознакомиться с полным текстом статьи Вы можете по ссылке.
24 января 2020
Новые штрафы за несоблюдение требования локализации персональных данных в России
Хотели бы сообщить Вам, что 2 декабря 2019 года Президент подписал законопроект, предусматривающий внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ («Закон»). В частности, Законом вводятся новые штрафы за несоблюдение так называемого требования локализации. Размер соответствующих штрафов может достигать 18,000,000 рублей (примерно 255,000 Евро, 282,000 долларов США). В сравнении с другими наказаниями, предусмотренными российским законодательством о защите данных, такие штрафы чрезвычайно высоки. Закон предусматривает вступление в силу с момента официального опубликования, которое произошло также 2 декабря. Предпосылки Требование локализации персональных данных вступило в силу 1 сентября 2015 года. Согласно данному правилу определенные действия с персональными данными граждан РФ должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. Компании, осуществляющие деятельность в России, прикладывали значительные усилия для выполнения данного требования. При этом блокировка веб-сайта или приложения оставалась единственным способом воздействия на лиц, не выполнивших требование локализации. Самым известным примером является случай LinkedIn, который все еще недоступен для российских пользователей. Роскомнадзор (уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных) нашел несколько обходных путей, позволяющих восполнить этот законодательный пробел и накладывать штрафы за фактическое несоблюдение требования локализации. В частности, он запрашивал информацию о местонахождении баз данных или предписывал устранить выявленное нарушение требования локализации (например, в случае с Facebook и Twitter). Роскомнадзор не был удовлетворен таким положением дел и настаивал на введении новых правоприменительных механизмов. Новые штрафы В соответствии с Законом размер штрафа для компаний может составлять до 6,000,000 рублей (примерно 85,000 Евро, 94,200 долларов США) за первое нарушение и до 18,000,000 рублей (примерно 255,000 евро, 282,000 долларов США) за повторное нарушение. Такие высокие штрафы могут оказать значительное влияние на практику применения законодательства о персональных данных в России. Если ранее регуляторные риски при несоблюдении требования локализации для компаний, осуществляющих обработку персональных данных российских граждан, были достаточно низкими, то теперь они могут стать более важной проблемой в контексте защиты данных. Требование локализации все еще остается серьезным вызовом, требующим больших затрат (особенно для компаний, чей бизнес ориентирован на работу с данными), однако теперь его выполнение может стать необходимой мерой для компаний, планирующих развивать свой бизнес на российском рынке. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
03 декабря 2019
Принят Закон о предустановке российских приложений на устройства
Информируем Вас, что 02 декабря 2019 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в Закон о защите прав потребителей, который введет в российское законодательство концепцию предустановки российских приложений. Отмечается, что принятие указанного закона обусловлено тем, что законодательство должно отвечать требованиям защиты интересов граждан в условиях развития современных технологий, способствуя наиболее эффективному развитию рынка. Данный закон вступит в силу уже 01 июля 2020 г. Первоначальная концепция о предустановке российских приложений была разработана ФАС России в связи с громкими расследованиями антимонопольных нарушений таких IT гигантов как Google и Microsoft, в ходе которых была выявлена возможность международных разработчиков программ получать неконкурентное преимущество на высокотехнологичном рынке за счет предустановки собственных приложений и ограничения таким образом доступа на рынок отечественным разработчикам. Данная концепция была основана на Дорожной карте по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг., согласно которой должны быть созданы условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования. Содержание закона Согласно тексту закона при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ (в частности, смартфонов, компьютеров, телевизоров с функцией «Смарт-ТВ»), производитель обязывается предустанавливать ряд российских программ для данных устройств. Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, закон направлен на предустановку дополнительных приложений и программ, ориентированных на российских пользователей, а также на обеспечение защиты интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий. Перечень устройств, при продаже которых необходимо будет соблюдать данные требования, а также перечень программного обеспечения, которое допускается устанавливать, будет утверждаться Правительством России. Для обеспечения соблюдения указанных требований на настоящий момент Государственной Думой также рассматривается законопроект, которым также предлагается внести правки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному законопроекту продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ с нарушением требований о предустановке российских приложений повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц и в размере от 50 000 до 200 000 рублей для юридических лиц. Основные категории предустанавливаемых приложений Текст закона не содержит прямого указания на какие-либо категории товаров, на которые направлен указанный закон, в то же время согласно первоначальной концепции предустановки российских приложений, предложенной ФАС России в альтернативном законопроекте, следующие категории программ были отнесены к подлежащим предустановке: Антивирусные программы; Поисковые системы; Навигационные системы; Почтовые сервисы и социальные сети. Кроме того, в рамках независимых экспертных заключений выделяются следующие категории приложений, в отношении которых отечественные разработчики могут составить конкуренцию иностранным программам, и, как следствие, которые потенциально могут подлежать предустановке: Мобильные приложения: поисковые системы, почта, облачные сервисы, карты, социальные сети, редакторы документов, антивирусные приложения, музыкальные сервисы и «Цифровое ТВ»; Приложения для ПК: поисковые системы, облачные сервисы, карты, музыкальные сервисы, редакторы документов и «Цифровое ТВ». Наши рекомендации Рассматриваемый закон существенно изменит условия функционирования рынков, создав отечественным разработчикам дополнительные преимущества для осуществления их деятельности на территории России. В свою очередь, производителям технически сложных товаров необходимо будет осуществлять регулярный мониторинг утвержденного перечня устройств и программ, в отношении которых будут действовать требования о предустановке. Дополнительно может потребоваться оценка и обеспечение технической возможности осуществления предустановки альтернативных программ отечественных разработчиков. В то же время, на настоящий момент не до конца ясно, каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением требований о предустановке приложений. Представляется, что существует риск привлечения производителей технически сложных товаров к ответственности за нарушение требований о предустановке приложений при реализации товаров, выпущенных в продажу до вступления указанного закона в силу или до внесения соответствующего устройства или программного обеспечения в перечень, утверждаемый Правительством России. Ожидается, что будет введен некоторый переходный период, в течение которого деятельность разработчиков должна быть приведена в соответствие с новыми правилами на территории России. Кроме того, Правительство России также должно внести ясность касательно перечня устройств и программного обеспечения, допустимого к установке. Между тем, несмотря на то, что закон еще не вступил в силу, следует учитывать его положения уже сейчас для того, чтобы впоследствии оперативно адаптироваться к новым требованиям законодательства. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Индустрия: Телекоммуникации, медиа и технологии Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
03 декабря 2019
О важных и актуальных положениях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года № 10
23 апреля 2019 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором обобщена судебная практика в сфере интеллектуальной собственности за последние годы. По ссылке Вы найдете краткие комментарии относительно наиболее важных положений данного Постановления.
03 сентября 2019
Основные подходы правоприменительной практики в сфере защиты данных и позиции Роскомнадзора: практические советы
В последние годы Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций («Роскомнадзор»), а также судами было выработано множество позиций и подходов, которые операторам необходимо учитывать в своей деятельности. Ниже Вашему вниманию представлены некоторые практические рекомендации, подготовленные с учетом названных позиций и подходов, а также практического опыта наших юристов. Данный обзор не является юридической консультацией. Однако мы считаем, что он может служить в качестве общего практического руководства для компаний, желающих обеспечить соблюдение российского законодательства о защите персональных данных и учесть практические аспекты его применения. Скачать файл можно по ссылке. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
20 мая 2019
Введение института цифровых прав и внесение изменений в требования о форме сделок
Информируем Вас о том, что 18 марта 2019 года в России был принят федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» («Закон»). Закон дополняет перечень объектов гражданских прав и вводит термин «Цифровые права», а также вносит изменения к требованиям к форме сделок в Гражданский Кодекс Российской Федерации («ГКРФ»). Положения Закона вступают в силу с 1 октября 2019 года. Поскольку Закон устанавливает нововведения, касающиеся осуществления коммерческой деятельности с использованием информационных технологий, в том числе сети Интернет, мы хотели бы проинформировать Вас о ключевых положениях Закона. 1. Цифровые права В соответствии с Законом Цифровые права являются имущественными правами, содержание и условия осуществления которых определяются правилами информационной системы, в которой такие права существуют. Согласно комментариям авторов Закона, в первую очередь, Закон направлен на регулирование оборота криптовалют, борьбу с отмыванием доходов и финансированием терроризма, а также на закрепление возможности включения Цифровых прав в наследственную и конкурсные массы. Осуществление и распоряжение Цифровыми правами возможно только в рамках информационной системы и посредством внесения соответствующих записей в информационную систему. Обладателем цифрового права признается лицо, которое имеет возможность распоряжаться таким правом по правилам информационной системы. При этом переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. Закон не регулирует отдельные особенности оборота Цифровых прав, не устанавливает классификацию Цифровых прав, а также не устанавливает понятия и признаки отдельных видов информационных систем. Соответствующие нормы будут закреплены в иных нормативно-правовых актах, в том числе в законе «О цифровых финансовых активах», рассмотрение и принятие которого ожидается в ближайшем будущем. 2. Форма сделки Закон дополняет статью 160 ГК РФ положением о соблюдении письменной формы сделки, когда сделка совершается с помощью технических средств, позволяющих воспроизвести содержание сделки на материальном носителе в неизменном виде. При этом Закон упрощает правила подписания таких сделок и устанавливает, что требование о наличии подписи считается выполненным, если способ подписания позволяет достоверно определить лицо, выразившее волю. Однако, как законом, так и соглашением сторон может быть предусмотрен иной (например, более сложный) порядок подписания сделок с помощью технических средств. Данные изменения отражают существующие практические аспекты заключения сделок в электронной форме посредством определения сторон сделок, например, при помощи SMS или биометрической идентификации, без угрозы их действительности и при отсутствии отдельного соглашения о порядке заключения таких сделок. 3. Смарт-контракты Также Закон закрепляет возможность исполнения сделки с использованием информационных технологий при наступлении указанных в ней обстоятельств, без запроса отдельного волеизъявления другой стороны на соответствующее исполнение. Данное положение Закона позволяет сторонам, например, договариваться об автоматическом исполнении сделок, в том числе заключать так называемые «смарт-контракты». Таким образом, в общем виде Закон расширяет правовое регулирование отношений с использованием информационных технологий путем введения термина «Цифровые права» и правил исполнения «Смарт-контрактов», а также упрощает совершение сделок в электронной форме. Специалисты АЛРУД готовы оказать необходимую правовую помощь по всем вопросам, связанным с применением указанных механизмов и новых норм гражданского законодательства РФ. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Коммерческое право, Финансовые технологии Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
26 марта 2019
Новые правила проведения проверок Роскомнадзора в компаниях, осуществляющих обработку персональных данных
Информируем Вас о новых правилах проведения проверок в компаниях, осуществляющих обработку персональных данных, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 N 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных» («Постановление»). Российский орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) наделен полномочиями по контролю за соблюдением требований законодательства о защите персональных данных. Для этих целей он проводит проверки (плановые/внеплановые) в порядке, установленном законодательством. Постановление устанавливает новые правила, которые полностью заменяют предшествующее регулирование. Ключевые изменения, предусмотренные документом, состоят в следующем: В отношении некоторых компаний проверки могут проводиться чаще. Например, в отношениикомпаний, осуществляющих обработку биометрических и специальных категорий персональных данных; компаний, являющихся обработчиками персональных данных, которые обрабатывают данные от имени оператора, не имеющего присутствия в РФ; осуществляющих трансграничную передачу персональных данных на территорию государств, не обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных (например, США). Введено новое основание проведения внеплановой проверки. Таким основанием является решение Роскомнадзора, принятое по результатам мониторинга деятельности компании в сети «Интернет» (например, в случаях, когда обработка данных осуществляется через веб-сайт/мобильное приложение) или по результатам анализа любой иной доступной информации (например, информации, содержащейся в жалобах субъектов персональных данных; иной информации из открытых источников). Для компаний установлен предельный шестимесячный срок для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки. По итогам проведения проверки Роскомнадзор выносит предписание об устранении выявленных нарушений. Предшествующее регулирование не устанавливало сроков исполнения данных предписаний компаниями. В соответствии с Постановлением срок устранения нарушений не может превышать 6 месяцев. Роскомнадзор может приостановить деятельность по обработке персональных данных до устранения компанией выявленных нарушений. Такое полномочие не является новым для Роскомнадзора. Однако в отличие предшествующего регулирования в Постановлении определено конкретное основание для приостановления Роскомнадзором деятельности по обработке персональных данных, а именно: - компанией не устранено нарушение, и такое нарушение приводит к нарушению прав и законных интересов субъектов персональных данных. Помимо проверок Роскомнадзор также проводит мероприятия по контролю путем мониторинга деятельности компаний в сети «Интернет» или анализа любой доступной информации об их деятельности, связанной с обработкой данных (например, информация была получена от субъекта персональных данных, любых иных лиц и/или из открытых источников). По итогам проведения такого мониторинга Роскомнадзор вправе потребовать устранения выявленных нарушений. В случае неисполнения данных требований на компанию будет наложен административный штраф. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
07 марта 2019
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил применение общих положений ГК РФ о договорах
В конце 2018 г. Пленум Верховного Суда РФ (далее – «Пленум») принял постановление от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положения Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (далее – «Постановление»), разъясняющее применение общих положений Гражданского кодекса РФ в отношении заключения договора, его содержания и толкования. Постановление разъясняет важные практические вопросы заключения договора путем оферты и акцепта, заключения договора в судебном порядке, а также содержит разъясняющее толкование по вопросам публичных и предварительных договоров, заверений об обстоятельствах. Постановление подтверждает подход к толкованию договора в пользу его сохранения. Данные правила имеют практическое применение и будут полезны предпринимателям при заключении и исполнении договоров. В этой связи мы хотели бы проинформировать Вас о ключевых положениях Постановления. 1. Заключение договора Пленум подтвердил отсутствие необходимости выполнять все условия оферты перед исполнением договора для признания действия по исполнению акцептом. Так, оферта считается акцептованной в случае наличия оферты и начала исполнения ее условий в установленный в оферте срок. 2. Публичный договор Пленум окончательно разъяснил, что кредитный договор и договор добровольного имущественного страхования не относятся к числу публичных договоров. Помимо этого, было отмечено, что исполнитель публичного договора вправе отделить потребителей по категориям, в том числе и на основании объективных личных характеристик, установив для них различные цены. При этом важно довести данные сведения до потребителя (например, путем публикации на сайте). Также внесена ясность в вопрос о возможности прекращения публичного договора в одностороннем порядке. Так, в отношении потребителей сторона может прекратить или отказаться от исполнения публичного договора в случае, если потребитель нарушил его условия, и если возможность такого отказа предусмотрена законом. Аналогичные правила применяются к отношениям между предпринимателями - сторонами публичного договора. 3. Предварительные договоры В рамках Постановления Пленум провел черту между предварительным договором и договором купли-продажи с условием о предварительной оплате. Так, если договор содержит условие об уплате до заключения основного договора всей или существенной части цены имущества, его следует квалифицировать как договор купли-продажи с условием о предварительной оплате. В отсутствие данного условия договор рассматривается как предварительный. Кроме этого, утвердилась позиция об отсутствии необходимости регистрации предварительного договора, в случае, если основной договор требует регистрации. 4. Заверение об обстоятельствах Пленум определил, что если заверение об обстоятельствах непосредственно связано с предметом договора, то к нему применяются положения о заверениях об обстоятельствах и о соответствующем виде договора. Однако если заверение не имеет непосредственной связи с предметом договора (например, заверение о статусе стороны по договору) – применяются положения о заверениях и ответственности за нарушение обязательств. Более того, Постановление разъясняет, что третье лицо может предоставлять заверения в случае наличия у него интереса в договоре. Интерес третьего лица, предоставляющего заверение, презюмируется. Факт наличия и содержания заверения нельзя подтвердить свидетельскими показаниями. 5. Заключение договоров в судебном порядке Разрешая пробел законодательства, Пленум разъяснил, чтов случае принятия судом решения об обязании заключить договор, в таком судебном решении указываются условия договора, договор считается заключенным с даты вступления решения в силу и дополнительных действий (подписание договора, обмена документами и т.п.) сторонам предпринимать не требуется. Кроме того, Пленум определил границы редактирования условий спорного договора судом. Так, суд может изменять и дополнять условия такого договора в том числе при особых обстоятельствах дела. 6. Толкование договора Пленум устранил неоднозначность практики в отношении приоритетного толкования договора. Так, в рамках данного Постановления закрепляется приоритет толкования, которое сохраняет договор в силе при наличии такой возможности. Также Пленум подчеркнул необходимость толкования в пользу контрагента стороны, которая подготовила договор. При этом Пленум установил, что такой стороной является участник, осуществляющий предпринимательскую деятельность, которая требует специальных познаний (например, банк в кредитном договоре). Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Коммерческое право Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
22 февраля 2019
Руководство по территориальной применимости Общего регламента Европейского союза по защите данных
Мы хотели бы сообщить Вам, что недавно Европейский совет по защите персональных данных (Независимый орган ЕС, ответственный за разъяснение законодательства о защите данных и его единообразное толкование.) опубликовал руководство, разъясняющее вопросы территориальной применимости Общего регламента Европейского союза по защите данных. Скачать файл можно по ссылке. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
07 февраля 2019
Рекомендации по рекламе безрецептурных лекарственных средств
В течении 2017-2018 гг. Федеральная Антимонопольная Служба («ФАС») уделяла пристальное внимание рекламе безрецептурных лекарств и выявила большое количество нарушений законодательства о рекламе фармацевтическими компаниями. В данных условиях в конце 2018 г. ФАС в сотрудничестве с Ассоциацией международных фармацевтических производителей и другими представителями фармацевтического рынка разработали Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств («Рекомендации»). Указанные Рекомендации были разработаны на основе анализа судебной практики и практики ФАС последних лет и содержат важные подходы ФАС к спорным вопросам, которые возникают в рекламе безрецептурных лекарственных средств в России. Ожидается, что при рассмотрении последующих дел ФАС будет руководствоваться указанными Рекомендациями, что весьма ценно при производстве и оценке рекламы лекарственных средств. Для вашего удобства мы подготовили краткое изложение наиболее важных рекомендаций, которые следует принять во внимание. 1. Недостоверная реклама Реклама является недостоверной в случае, если характеристики терапевтического действия, информация о лечебном эффекте и лечебных свойствах не подтверждаются: утверждённой инструкцией по применению; стандартами медицинской помощи и другими документами, утверждёнными Минздравом. Согласно Рекомендациям, разрешается использовать общеупотребительные слова, например, «насморк, кашель, простуда», при условии, что их медицинские синонимы содержатся в инструкции по применению. 2. Гарантия эффективности лекарства Российское законодательство запрещает гарантировать положительное действие рекламируемого лекарственного средства. В то же время допускается указание на терапевтические свойства лекарственного препарата и на эффект от взаимодействия с организмом пациента. ФАС рекомендует использовать слова и выражения, которые указывают на процесс, а не на результат действия. При этом важно, чтобы эти свойства лекарства соответствовали инструкции. Допустимо использовать следующие формулировки: Глаголы / глагольные формы несовершенного вида, указывающие на процесс (лечит, способствует лечению, воздействует на симптомы, помогает облегчить симптомы и т.д.); Существительные / словосочетания, не указывающие на неизбежное наступление результата (заболевание, симптомы (включая конкретные виды симптомов), помогает (способствует) восстановлению); Указывание на время всасывания в единицах (в течении двух минут препарат начинает всасываться); Указания на показания и свойства (для снятия боли, направлен на лечение, обладает спазмолитическим эффектом). 3. Слова «быстро», «мгновенно», «моментально» недопустимы в рекламе Недопустимо использование слов «быстро», «мгновенно», «моментально» при характеристике времени терапевтического действия, лечебного эффекта, лечебных свойств. В отношении других характеристик препарата использование этих слов допустимо, например, «быстро растворяется», «долго хранится». 4. Создание у здорового человека впечатления о необходимости применения лекарства В соответствие с российским законодательством запрещается убеждать здорового человека применять рекламируемые лекарства. Если препарат используется не только для лечения, но и для профилактики, то это должно быть прямо указано. Недопустимо использовать следующие выражения:* «всем следует применять», «у очень многих часто возникает»*. 5. Предположения о наличии заболевания у потребителя В рекламе запрещается использовать утверждения или предположения о наличии заболевания или симптомов заболеваний у потребителя рекламы. Например, недопустимыми являются следующие выражения: Кашляете? Чихаете? Головная боль? Кажется, вы заболеваете… Вы больны гриппом и т.д. Можно упоминать симптомы, которые указаны в самой инструкции по применению, например, «при кашле», «при простуде». Также разрешено использовать информацию о цели или намерении облегчить симптом, например, «чтобы кашель прошёл». Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Фармацевтика и Здравоохранение Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
16 января 2019
О временной правовой охране промышленных образцов на стадии экспертизы заявок
Информируем Вас о том, что 27 декабря 2018 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 549-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (ранее известный как законопроект № 428309-7), в соответствии с которым предоставляется временная правовая охрана промышленным образцам на стадии экспертизы заявок по существу (URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/428309-7) («Закон»). Закон официально опубликован 28 декабря 2018 года и вступит в силу по истечении 180 дней после указанной даты (URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812280020). Что означает «временная правовая охрана на стадии экспертизы заявки»? В настоящее время (до вступления Закона в силу) такая охрана предоставляется только изобретению как объекту патентных прав (статья 1392 Гражданского кодекса Российской Федерации). Это означает, что в период с даты публикации заявки (Публикация сведений о заявке на изобретение, которая осуществляется после формальной экспертизы заявки с положительным результатом) до даты выдачи патента (Публикация сведений о выдаче патента на изобретение, которая осуществляется после экспертизы заявки по существу с положительным результатом), то есть в период проведения Роспатентом экспертизы заявки по существу, изобретение охраняется законом (в объеме опубликованной формулы изобретения). Какие средства правовой защиты доступны в случае нарушения? Если лицо будет использовать заявленное изобретение в указанный период, оно должно будет выплатить заявителю денежное вознаграждение после того, как заявитель получит патент на указанное изобретение. Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом. Каким объектам предоставляется охрана? Закон распространяет механизм временной правовой охраны изобретений на промышленные образцы. В то время, как изобретение охраняется в объеме его опубликованной формулы, промышленный образец будет охраняться в объеме, определяемом совокупностью его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в опубликованной заявке. Это позволит более полно обеспечить правовую охрану интеллектуальной деятельности работников легкой промышленности и индустрии моды. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Интеллектуальная собственность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
15 января 2019
Об изменениях регулирования Таможенного Реестра Объектов Интеллектуальной Собственности
Информируем Вас о том, что 4 сентября 2018 года были внесены изменения в процедуру внесения товарных знаков в Таможенный Реестр Объектов Интеллектуальной Собственности («ТРОИС»), внесенные новым Федеральным Законом от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Федеральный закон»). Ознакомиться с подробностями вы можете по ссылке. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Интеллектуальная собственность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
23 ноября 2018
Предстоящие существенные изменения российского законодательства в области защиты персональных данных
Информируем Вас о том, что 10 октября 2018 года Российская Федерация подписала протокол, вносящий изменения в Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 1981 года. («Протокол» и «Конвенция 108» соответственно). Конвенция 108, принятая Советом Европы, является единственным юридически обязывающим многосторонним соглашением в сфере защиты персональных данных. Конвенция 108 закладывает основы правового регулирования и предписывает сторонам включить в свое национальное законодательство меры, необходимые для обеспечения защиты прав человека в области обработки персональных данных. Конвенция 108 послужила основой законодательства ЕС о защите данных. Ее положениями руководствовался также российский законодатель. Конвенция 108 была открыта для подписания в 1981 году, задолго до технологического прорыва и глобализации в ИТ-индустрии. Цель Протокола – модернизировать Конвенцию 108, приняв во внимание новые вызовы. Россия, являющаяся стороной Конвенции 108, будет обязана имплементировать изменения и обеспечить их надлежащее применение. Ниже представлен краткий обзор ключевых изменений, предусмотренных Протоколом, которые, вероятно, будут введены в российское законодательство в ближайшем будущем. Гармонизация с Общим регламентом ЕС по защите данных («Регламент») Протокол значительно повышает требования к обработке и защите данных, а также закрепляет содержащиеся в недавно вступившем в силу Регламенте принципы и требования. В связи с этим, включение положений, предусмотренных Протоколом, в национальное законодательство станет шагом вперед на пути к гармонизации российского законодательства о защите данных с европейским. Основные нововведения, предусмотренные Протоколом Новая редакция Конвенции 108 устанавливает более высокий уровень требований к защите персональных данных. В частности, предусмотрены следующие ключевые нововведения: Уведомление об утечке данных. В соответствии с Протоколом оператор персональных данных должен незамедлительно уведомить соответствующий орган по защите данных о любых утечках данных, которые могут повлечь серьёзное нарушение прав и основополагающих свобод субъектов персональных данных. Российское законодательство в настоящий момент не обязывает операторов персональных данных уведомлять орган по защите данных об инцидентах, связанных с нарушением конфиденциальности данных. Новые категории чувствительных данных. Протокол расширяет перечень особых категорий персональных данных. Данный перечень соответствует положениям Регламента. Например, особыми категориями теперь являются генетические данные, сведения о членстве в профсоюзах и этническом происхождении. Новые статусы в процессах по обработке данных. Помимо оператора персональных данных, Конвенция 108 регулирует статус получателей персональных данных (лица, которым данные раскрываются или иным образом становятся доступными) и обработчика персональных данных (лицо, осуществляющее обработку персональных данных от имени оператора персональных данных). Дальнейшее развитие принципов пропорциональности и минимизации данных. В соответствии с Протоколом обработка данных должна соответствовать заявленным целям обработки. Более того, обработка на всех этапах должна учитывать справедливый баланс между интересами (как частными, так и публичными) лиц, чьи права и интересы обработка может затронуть, и находящимися под угрозой нарушения правaми и свободами. Новые права субъектов персональных данных. В частности, Протокол запрещает принятие решений исключительно на основании автоматизированной обработки без учета мнения субъекта персональных данных, а также предусматривает право получать информацию о процессах, лежащих в основе такой обработки, и право заявлять возражения. Дополнительные гарантии защиты субъектов персональных данных. Операторы персональных данных обязаны анализировать возможные последствия обработки персональных данных, которую они намереваются осуществлять, на права и основополагающие свободы субъектов персональных данных до начала такой обработки и внедрить соответствующие технические и организационные меры. Принцип privacy by design. Операторы персональных данных и обработчики персональных данных должны организовать обработку данных таким образом, чтобы предотвратить или минимизировать риск нарушения прав и основополагающих свобод субъектов персональных данных. Обратите внимание, что данный перечень не отражает исчерпывающим образом все изменения, предусмотренные Протоколом. Вступление в силу, дальнейшее влияние на обмен данными с государствами-членами ЕС В соответствии с установленной процедурой, Протокол вступает в силу в первый день месяца следующего за истечением трехмесячного срока после даты, когда все стороны Конвенции 108 выразили свое согласие выполнять требования, предусмотренные Протоколом. В настоящий момент только 21 государство, являющееся стороной Конвенции 108 (из 53), подписало Протокол и, следовательно, он еще не вступил в силу. Если все 53 стороны не подпишут Протокол в течение 5 лет с даты его открытия к подписанию (т.е. 25 июня 2018 года), он вступит в силу автоматически для подписавших сторон. Должностные лица российского государственного органа по защите данных (Роскомнадзор) уже заявили, что в настоящее время ведется работа над законопроектом, вносящим поправки в законодательство в соответствии с измененной Конвенцией 108. Из этого следует, что Россия имплементирует стандарты, установленные Регламентом, в свое внутреннее законодательство. В случае внедрения новых положений Конвенции 108 у России будет больше шансов быть признанной юрисдикцией, обеспечивающей адекватную защиту прав субъектов персональных данных в соответствии с законодательством ЕС. Данное обстоятельство снимет целый ряд ограничений, связанных с трансграничной передачей данных. Тем не менее, окончательное решение по данному вопросу принимает Европейская комиссия. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
07 ноября 2018
Chambers Global, 2019 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности.
Chambers Europe, 2019 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности.
The Legal 500 Europe, Middle East & Africa 2019 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии, разрешения споров.
Best Lawyers 2020 рекомендует Марию Осташенко в области Media law.
Who’s Who Legal 2019 рекомендует Марию Осташенко в области защиты данных, трудового права и информационных технологий.
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять