Мария Осташенко

Мария Осташенко

Партнер
Мария Осташенко

Chambers Europe

С ней приятно иметь дело, она быстро отвечает на запросы и прекрасно понимает суть ситуации и способы ее решения.

Биография
Проекты
Публикации
Рейтинги и награды

Мария Осташенко является партнером и возглавляет практики Интеллектуальная собственность, Коммерческое право и Защита персональных данных и кибербезопасность.

Мария руководит командой юристов коммерческой практики, на протяжении многих лет консультирует клиентов АЛРУД по вопросам защиты кредитных рисков сторон, форм юридического присутствия и моделей ведения бизнеса на территории России, сопровождения стартапов, а также реализации комплексных проектов в связи с внешнеторговыми сделками.

В сфере интеллектуальной собственности Мария оказывает правовую поддержку клиентам по вопросам оформления прав, использования, управления и защиты бренда, нематериальных активов, проведения маркетинговых активностей и рекламы, обладает значительным опытом разрешения споров в области интеллектуальной собственности, в том числе мирными способами.

Мария представляет интересы международных клиентов по вопросам правового регулирования персональных данных в России, обязательств операторов в связи с обработкой данных, в том числе при трансграничных передачах, структурирования потоков информации между компаниями международных групп.

Мария является членом Международной Ассоциации юристов (IBA), International Trademark Association (INTA), International Technology Law Association (iTechLaw), International Distribution Institute (IDI) и Международной Ассоциации Специалистов в Области Защиты Неприкосновенности Частной Жизни (IAPP).

В 2004 году Мария Осташенко окончила Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова; в 2006 году получила степень магистра Частного права в Российской Школе Частного права при Президенте РФ. В этом же году Мария присоединилась к команде АЛРУД.

Включают консультирование:

Инновационной компании-производителя биофармацевтических препаратов, мирового лидера производителя в области орфанных заболеваний,

по вопросам взаимоотошений с дистрибьюторами в России и СНГ, маркетинговой стратегии и активности на рынке.

Всемирно известного американского производителя смартфонов и планшетов

по вопросам проведения рекламных кампаний продукции клиента в России.

Английского модного бренда класса люкс

по вопросам ведения деятельности на территории России, в том числе заключения дистрибьюторских соглашений и ввоза товаров в Россию.

Ритейл-группы, имеющей сеть кофеен по всему миру,

по вопросам заключения договора франчайзинга с российским партнером, ввоза продукции.

Международной платежной системы

по требованиям российского законодательства о персональных данных, применимых к продуктам клиента, к трансграничной передаче данных внутри группы.

Территориальные торгово-промышленные палаты начали выдачу заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутренним сделкам в связи с распространением коронавируса (COVID-19)
Пандемия коронавируса (COVID-2019)1, затронувшая на сегодняшний день более 150 стран и терри-торий по всему миру, уже оказала и продолжает оказывать существенное влияние на мировую эко-номику. В таких условиях российский бизнес неизбежно сталкивается с проблемой неисполнения как внешне-торговых, так и внутренних контрактов. Это вызывает практический вопрос о возможности освобож-дения от ответственности за неисполнение договорных обязательств, если надлежащее исполнение договора невозможно вследствие эпидемии коронавируса и введенных в связи с ней ограничений хо-зяйственной деятельности. В такой ситуации особо актуальным становится вопрос сбора доказательств наличия обстоятельств форс-мажора, препятствующих исполнению конкретных обязательств по договору. Одним из ключевых доказательств наличия форс-мажора, которое, как правило, принимается суда-ми2, является сертификат о форс-мажоре – официальный документ, выдаваемый Торгово-промышленной Российской Федерации (ТПП РФ) и свидетельствующий обстоятельства непреодоли-мой силы (форс-мажор), наступившие на территории Российской Федерации. Сертификат о форс-мажоре подтверждает наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению сделок и являющихся основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязатель-ства. В соответствии с Положением ТПП РФ3 сертификат о форс-мажоре выдается ТПП РФ только по внешнеторговым сделкам, т.е. сделкам, заключенным между российскими и иностранными лицами в области внешней торговли товарами, работами, услугами и интеллектуальной собственностью4. Однако 20 марта 2020 г. Распоряжением Президента ТПП РФ и Протоколом Правительственной ко-миссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. № 3 терри-ториальные палаты субъектов Российской Федерации уполномочены, начиная с 23 марта 2020 г., оформлять заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности5. Несмотря на то, что в настоящий момент отсутствует определенность относительно правовой приро-ды такого заключения (поскольку сертификат о форс-мажоре как таковой выдается именно ТПП РФ по внешнеторговым сделкам), мы полагаем, что заключение об обстоятельствах непреодолимой силы, предусмотренное Протоколом № 3 от 20 марта 2020 г., фактически будет являться сертификатом о форс-мажоре по внутренним сделкам. По имеющейся информации при подаче заявления на получение заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по внутренним сделкам необходимо будет представлять такие же документы, как при подаче заявления на выдачу сертификата о форс-мажоре. По нашему опыту, в таком случае очень важно обосновать наличие причинно-следственной связи между обстоятельством непреодолимой силы и невозможностью исполнения обязательств по кон-кретному договору, при этом очень важное значение будет иметь последовательное взаимодействие с Торгово-промышленной палатой для избежания отказа. 1 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила, что распространение нового коронавируса (COVID-19) достигло стадии пандемии. 2 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2020 г. № Ф05-18881/2019 по делу № А40-298653/2018; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05 февраля 2019 г. № Ф03-6256/2018 по делу № А51-25621/2017; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2019 г. № Ф04-1564/2019 по делу № А27-10430/2018. 3 См. Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14) (далее – «Положение ТПП РФ»). 4 См. Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторго-вой деятельности». 5 https://tpprf.ru/ru/news/otkrytie-goryachey-linii-dlya-predprinimateley-i350961/ Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Коммерческое право, Разрешение споров Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
25 марта 2020
Влияние коронавируса (COVID-19) на исполнение договорных обязательств
Пандемия коронавируса (COVID-2019)1, затронувшая на сегодняшний день более 150 стран и территорий по всему миру, уже оказала и продолжает оказывать существенное влияние на мировую экономику. В таких условиях российский бизнес неизбежно сталкивается, с одной стороны, с необходимостью исполнять эпидемиологические требования и ограничения, введенные российскими и иностранными государственными органами, а, с другой стороны, с проблемами обеспечения исполнения текущих контрактов, в том числе внешнеторговых. В настоящем информационном письме мы постарались затронуть наиболее актуальные вопросы о юридических последствиях пандемии коронавируса для действующих и будущих коммерческих договоров, заключаемых российскими компаниями. 1. Освобождение от исполнения обязательств или от ответственности за его нарушение в связи с эпидемией коронавируса 1.1 Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ обстоятельства непреодолимой силы – это чрезвычайные и объективно непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, наступление которых исключает ответственность за неисполнение или нарушение обязательства. Для освобождения должника от ответственности за неисполнение обязательств необходимо доказать, что невозможность исполнения соответствующих обязательств была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы, то есть в данном случае эпидемией коронавируса и/или принятыми в связи с ее распространением ограничительными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы судебная практика относит эпидемии и пандемии2. Действующее законодательство3 под «эпидемией» понимает инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, то есть инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения. Перечень таких заболеваний утвержден Правительством РФ4, и в данный перечень включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV)5. Следует отметить, что в связи с распространением коронавирусной инфекции отдельные субъекты РФ ввели режим повышенной готовности и установили ряд ограничений предпринимательской деятельности. Так, 5 марта 2020 г. Мэром Москвы издан Указ № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (далее – «Указ № 12-УМ»), которым установлены специальные меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции на территории Москвы, которые включали обязательную самоизоляцию на дому для прибывших из определенных стран, и ряд других ограничений. 14 марта 2020 г. в Указ № 12-УМ были внесены изменения, в соответствии с которыми распространение коронавирусной инфекции (2019-nCoV) признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, которое повлекло введение режима повышенной готовности, который, в свою очередь, является обстоятельством непреодолимой силы6. Аналогичное положение содержится в Постановлении Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ, которым введен режим повышенной готовности на территории Московской области (в редакции Постановления от 13 марта 2020 г. № 115-ПГ). Указанными нормативными актами в качестве обстоятельства непреодолимой силы названа не сама коронавирусная инфекция, а режим повышенной готовности, введенный органами государственной власти субъектов РФ для предотвращения ее распространения. По состоянию на 19 марта 2020 года режим повышенной готовности введен на территории всех субъектов РФ7. На федеральном уровне режим повышенной готовности не введен, а сама эпидемия коронавируса не названа форс-мажором в отношении всех коммерческих ситуаций. Напротив, согласно подходу судебной практики такой режим определяет только деятельность органов управления и, в отличие от режима чрезвычайной ситуации, форс-мажором, как правило, не признается8. В то же время, в попытке помочь бизнесу выйти из кризисной ситуации федеральные органы государственной власти и негосударственные объединения принимают акты и разъяснения, позволяющие сторонам квалифицировать коронавирусную инфекцию в качестве форс-мажора в определенных обстоятельствах. В частности, на данный момент Минфин РФ и ФАС РФ выпустили разъяснения о признании коронавируса форс-мажорным обстоятельством при выполнении государственных закупок9 (соответствующий акт готовится и на уровне Правительства РФ10), а Торгово-промышленная палата РФ уже выдает свидетельства о форс-мажоре из-за коронавируса при срыве экспортных поставок. Кроме того, Минфин РФ призывает не привлекать к ответственности резидентов, которые не могут обеспечить своевременную репатриацию валютной выручки по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных, в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции11, а Минэкономразвития РФ подготовило законопроект, согласно которому правительство получит право вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве организаций при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также существенном изменении курса рубля12. Тем не менее, принимая во внимание, что на данный момент российскими органами государственной власти еще не введены карантинные меры в полном объеме, вопрос о возможности эпидемии и текущих ограничений вызвать невозможность исполнения обязательств будет разрешаться судами в каждом конкретном случае. 1.2 Объективная невозможность исполнения обязательства Наступление обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) исключает ответственность за нарушение обязательства, но не прекращает его действие. В отличие от форс-мажора, в случае объективной невозможности исполнения, обязательство прекращается автоматически (п.1 ст. 416 ГК РФ и ст. 417 ГК РФ). Невозможность исполнения должна быть вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает13 (к примеру, акт органа государственной власти или местного самоуправления, устанавливающий эпидемиологические ограничения). Невозможность исполнения должна быть фактическая, объективная и окончательная (перманентная)14. Соответственно, акты органов государственной власти и местного самоуправления, принятые для предотвращения распространения коронавирусной инфекции и препятствующие исполнению гражданско-правовых обязательств, могут быть квалифицированы судами в качестве основания для прекращения соответствующих обязательств. 1.3 Существенное изменение обстоятельств В случае, если в связи с распространением коронавирусной инфекции обстоятельства исполнения договора изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях, суд по требованию стороны договора вправе прекратить или изменить условия договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Для удовлетворения иска об изменении или расторжении договора стороне необходимо доказать наличие условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ, в частности непреодолимость возникших изменений и нарушение соотношения имущественных интересов сторон в случае дальнейшего исполнения договора в первоначальном виде. Что касается квалификации эпидемий в контексте существенного изменения обстоятельств, то судебная практика немногочисленна15, что однако не препятствует судам применять ст.451 ГК РФ в текущей ситуации распространения коронавирусной инфекции. 2. Договорные инструменты снижения рисков неисполнения обязательств Стремительное распространение коронавирусной инфекции и существенный объем мер, принимаемых на уровне государств по всему миру, объективно вынуждают участников гражданского оборота внимательнее относиться к содержанию заключаемых договоров для обеспечения надлежащего исполнения обязательства и распределения потенциальных рисков, связанных с его неисполнением. Мы рекомендуем использовать следующие договорные конструкции, которые помогают сторонам обеспечить правовую определенность на случай возникновения непредвиденных ситуаций в ходе исполнения договора. 2.1 Условия о форс-мажоре и существенном изменении обстоятельств Следует помнить, что регулирование п.3 ст. 401 ГК РФ и ст. 451 ГК РФ носит диспозитивный характер. Это означает, что стороны вправе как исключить применение указанных институтов к заключенному договору, так и урегулировать их дополнительно своим соглашением (к примеру, предусмотреть сроки для уведомления о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или согласовать порядок предоставления доказательств наступления такого обстоятельства). Однако, следует иметь в виду, что отсутствие оговорки о форс-мажоре или существенном изменении обстоятельств в действующем договоре само по себе не свидетельствует о невозможности использования указанных институтов в условиях пандемии коронавирусной инфекции. 2.2 Возмещение имущественных потерь (406.1 ГК РФ) Распространение коронавирусной инфекции приводит к ограничениям авиа и железнодорожного сообщения, торговым ограничениям и запретам, что влечет существенные издержки и потери для одной или для каждой сторон. Такими потерями могут выступать, например, потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу и т.п. Стороны вправе предусмотреть порядок компенсации таких издержек через механизм возмещения имущественных потерь16. В отличие от возмещения убытков по правилам статей 15 и 393 ГК РФ возмещение потерь по правилам статьи 406.1 ГК РФ осуществляется вне зависимости от наличия нарушения обязательства соответствующей стороной и независимо от причинной связи между поведением этой стороны и подлежащими возмещению потерями17. Допустимо как указания в договоре конкретной суммы возмещения имущественных потерь, так и порядка ее определения. 2.3 Отказ от договора Помимо обязательства по возмещению имущественных потерь стороны вправе предусмотреть право на односторонний отказ от исполнения обязательства, также являющийся одним из способов минимизации рисков в связи с последствиями эпидемии коронавируса. В большинстве случаев за отказ от договора может быть установлена плата. 2.4 Одностороннее изменение условий договора В случае если стороны не хотят включать право на односторонний отказ от договора, либо другая сторона не соглашается вступать в договор на подобных условиях, можно предусмотреть право одностороннего изменения условий договора (к примеру, перенос даты оказания услуг или сроков поставки). Таким образом, в настоящее время существует высокий уровень неопределенности в отношении операций по действующим договорам, исполнение которых может оказаться под вопросом или невозможным. Компаниям необходимо очень внимательно следить за развитием ситуации вокруг пандемии, принимаемым нормативными актами в связи с ней и оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства, в том числе внося изменения в действующие договоры, которые стороны предполагали исполнять в других обстоятельствах, либо своевременно прекращая их. При этом действия сторон в любом случае должны соответствовать принципам разумности и добросовестности. 1 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила, что распространение нового коронавируса (COVID-19) достигло стадии пандемии. 2 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранениОпределение Высшего Арбитражного Суда РФ от 03 мая 2012 г. № ВАС-3352/12 по делу № А40-25926/2011-13-230; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06 февраля 2019 г. № Ф09-8477/18 по делу № А76-30210/2016; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2019 г. № Ф03-3458/2019 по делу № А04-9007/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01 апреля 2016 г. № Ф05-1154/2016 по делу № А40-97911/15-121-785. 3 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранениАбзац 17 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 4 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранениПостановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». 5 Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». 6 П. 1.6 Указа Мэра Москвы от 14 марта 2020 г. № 20-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ». 7 Источник: https://tass.ru/obschestvo/8027563 8 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу № А04-3320/2019. 9 Письмо Минфина России от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности», https://fas.gov.ru/news/29575. 10 Источник: http://kommersant.ru/doc/428.3265. 11 Источник: ссылка. 12 https://regulation.gov.ru/projects#npa=100548. 13 Ст. 416 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (далее – «ГК РФ»). 14 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 января 2017 г. по делу № 305-ЭС16-14210, А40-85057/2015. 15 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.08.2015 N Ф10-2685/2015 по делу N А35-8264/2014. 16 Ст. 406.1 ГК РФ. 17 П.15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств». Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Коммерческое право, Разрешение споров Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
24 марта 2020
Новая система регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС
Информируем вас о том, что 03 февраля 2020 г. в г. Москве был подписан Договор о товарных, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (далее – «Договор»). Договор подписан всеми государствами-членами ЕАЭС – Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией. Договором вводится новая система регистрации товарных знаков ЕАЭС (далее – «ТЗ Союза») и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС (далее – «НМПТ Союза»). Вместо регистрации ТЗ и НМПТ отдельно в каждом государстве-члене ЕАЭС, Договор создает возможность зарегистрировать средства индивидуализации в любом из государств-членов ЕАЭС и получить единый охранный документ. Вступление Договора в силу поставлено в зависимость от приведения всеми государствами-членами ЕАЭС установленных регистрационных процедур и размеров пошлин в соответствие с Договором. Ожидается, что новая система регистрации заработает до конца 2020 г. Основные положения Процедура регистрации ТЗ Для регистрации ТЗ Союза требуется подать одно заявление в ведомство по интеллектуальной собственности любого из государств-членов ЕАЭС. При этом заявитель не выбирает перечень государств-членов ЕАЭС, в которых испрашивается правовая охрана, так как заявка на ТЗ Союза рассматривается всеми национальными ведомствами одновременно. Возможно преобразование национальной заявки на ТЗ в заявку на ТЗ Союза, и наоборот, при соблюдении требований о конвенционном приоритете. По желанию правообладателя возможно заменить регистрации ТЗ в каждом государстве-члене ЕАЭС на ТЗ Союза. Срок регистрации ТЗ Союза составит от 8 месяцев и может быть продлен, в зависимости от необходимости запроса от ведомств дополнительных документов и информации. Требования к обозначению, подлежащему регистрации Зарегистрировать в качестве товарного знака ЕАЭС можно только обозначения, которые могут быть представлены в графическом виде. Обозначение должно соответствовать критериям охраноспособности в каждом из государств-членов ЕАЭС. Если обозначение не может быть зарегистрировано в качестве ТЗ в одном из государств-членов, обозначение не подлежит регистрации в качестве ТЗ Союза. Распоряжение исключительными правами на ТЗ Союза Правообладатель ТЗ Союза может распоряжаться исключительными правами в соответствии с законодательством государств-членов, что включает в себя отчуждение, предоставление прав на использование, заключение договора коммерческой концессии или залог исключительных прав на ТЗ Союза. Такое распоряжение правами подлежит обязательной регистрации в ведомстве подачи. Оспаривание регистрации и досрочное прекращение ТЗ Союза У любых заинтересованных лиц есть возможность подать обращение о наличии оснований для отказа в регистрации в течение 3 месяцев с даты публикации заявки. Оспорить правовую охрану уже зарегистрированного ТЗ Союза возможно путем подачи возражения в национальное ведомство любого государства-члена ЕАЭС. Досрочное прекращение ТЗ Союза возможно при условии неиспользования правообладателем в течение 3 лет во всех государствах-членах ЕАЭС. Регистрация НМПТ Союза До вступления в силу Договора государства-члены ЕАЭС осуществят обмен перечнями НМПТ, зарегистрированных в каждом государстве-члене ЕАЭС. Заявители из государств-членов ЕАЭС для регистрации НМПТ обращаются в национальное ведомство, а заявители из государств, не являющихся членами ЕАЭС, вправе подать заявку в любое ведомство. Размер пошлин Размер пошлин будет фиксирован для всех государств-членов ЕАЭС и установлен решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Срок действия прав на ТЗ и НМПТ Союза Срок действия прав на ТЗ Союза составляет 10 лет с даты подачи заявки с правом продления неограниченное количество раз. Срок действия прав на НМПТ Союза также составляет 10 лет с даты подачи заявки с возможностью продления, если сохраняются условия охраноспособности НМПТ. Выводы и рекомендации Регистрация ТЗ и НМПТ Союза может являться приоритетной для компаний, ведущих свой бизнес во всех или в большинстве стран-членов ЕАЭС, а также для заинтересованных правообладателей, сталкивающихся с проблемой контрафакта и параллельного импорта. Система регистрации ТЗ и НМПТ в ЕАЭС корреспондирует положениям о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности в ЕАЭС и позволит упростить процедуру включения товарных знаков компании в единый таможенный реестр ЕАЭС. Регистрация ТЗ и НМПТ Союза позволит защищать свои права на объекты интеллектуальной собственности в ЕАЭС, как в национальных правоприменительных органах, так и в Евразийской экономической комиссии (например, в случае наличия признаков недобросовестной конкуренции). Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Интеллектуальная собственность Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
13 марта 2020
Эксперты Юридической фирмы АЛРУД провели вебинар по защите фирменного стиля
26 февраля Юридическая фирма АЛРУД провела вебинар «Защита от плагиата: trade dress и другие средства правовой защиты в России». В ходе вебинара эксперты Юридической фирмы АЛРУД рассказали о новых правилах защиты фирменного стиля, принятых в 2016 году, и других методах охраны внешнего вида продукции. В частности, эксперты обсудили традиционные средства защиты интеллектуальной собственности – товарные знаки и авторские права, концепцию trade dress в России как альтернативу традиционным средствам защиты. Кроме этого, эксперты обсудили, что считается нарушением прав на trade dress, и рассказали о недавних делах против конкурентов, копирующих дизайн, цвет и другие внешние элементы продукции. В вебинаре участвовали Мария Осташенко, Партнер, Руководитель практики интеллектуальной собственности, Илья Ходаков, Консультант практики интеллектуальной собственности.
26 февраля 2020
Мария Осташенко стала автором Data Protection & Cyber Security
Издательства The In-House Lawyer и The Legal500 опубликовали руководство Data Protection & Cyber Security, которое посвящено различным вопросам защиты данных и кибербезопасности в 23 юрисдикциях. Авторами руководства выступили эксперты из ведущих юридических фирм со всего мира, входящих в рейтинг The Legal500. Российская часть была подготовлена Партнером АЛРУД Марией Осташенко, которая была рекомендована рейтингом The Legal500 EMEA в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии, разрешения споров. In-House Lawyer – юридический журнал и интернет-портал, предоставляющий достоверную информацию во всех сферах права для внутренних юристов компаний. Публикуемые более 33 лет, справочники The Legal 500 предоставляют наиболее обширную и точную информацию о юридических фирмах более чем из 150 стран мира. Ознакомиться с полным текстом статьи Вы можете по ссылке.
24 января 2020
Новые штрафы за несоблюдение требования локализации персональных данных в России
Хотели бы сообщить Вам, что 2 декабря 2019 года Президент подписал законопроект, предусматривающий внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ («Закон»). В частности, Законом вводятся новые штрафы за несоблюдение так называемого требования локализации. Размер соответствующих штрафов может достигать 18,000,000 рублей (примерно 255,000 Евро, 282,000 долларов США). В сравнении с другими наказаниями, предусмотренными российским законодательством о защите данных, такие штрафы чрезвычайно высоки. Закон предусматривает вступление в силу с момента официального опубликования, которое произошло также 2 декабря. Предпосылки Требование локализации персональных данных вступило в силу 1 сентября 2015 года. Согласно данному правилу определенные действия с персональными данными граждан РФ должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. Компании, осуществляющие деятельность в России, прикладывали значительные усилия для выполнения данного требования. При этом блокировка веб-сайта или приложения оставалась единственным способом воздействия на лиц, не выполнивших требование локализации. Самым известным примером является случай LinkedIn, который все еще недоступен для российских пользователей. Роскомнадзор (уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных) нашел несколько обходных путей, позволяющих восполнить этот законодательный пробел и накладывать штрафы за фактическое несоблюдение требования локализации. В частности, он запрашивал информацию о местонахождении баз данных или предписывал устранить выявленное нарушение требования локализации (например, в случае с Facebook и Twitter). Роскомнадзор не был удовлетворен таким положением дел и настаивал на введении новых правоприменительных механизмов. Новые штрафы В соответствии с Законом размер штрафа для компаний может составлять до 6,000,000 рублей (примерно 85,000 Евро, 94,200 долларов США) за первое нарушение и до 18,000,000 рублей (примерно 255,000 евро, 282,000 долларов США) за повторное нарушение. Такие высокие штрафы могут оказать значительное влияние на практику применения законодательства о персональных данных в России. Если ранее регуляторные риски при несоблюдении требования локализации для компаний, осуществляющих обработку персональных данных российских граждан, были достаточно низкими, то теперь они могут стать более важной проблемой в контексте защиты данных. Требование локализации все еще остается серьезным вызовом, требующим больших затрат (особенно для компаний, чей бизнес ориентирован на работу с данными), однако теперь его выполнение может стать необходимой мерой для компаний, планирующих развивать свой бизнес на российском рынке. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
03 декабря 2019
Принят Закон о предустановке российских приложений на устройства
Информируем Вас, что 02 декабря 2019 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в Закон о защите прав потребителей, который введет в российское законодательство концепцию предустановки российских приложений. Отмечается, что принятие указанного закона обусловлено тем, что законодательство должно отвечать требованиям защиты интересов граждан в условиях развития современных технологий, способствуя наиболее эффективному развитию рынка. Данный закон вступит в силу уже 01 июля 2020 г. Первоначальная концепция о предустановке российских приложений была разработана ФАС России в связи с громкими расследованиями антимонопольных нарушений таких IT гигантов как Google и Microsoft, в ходе которых была выявлена возможность международных разработчиков программ получать неконкурентное преимущество на высокотехнологичном рынке за счет предустановки собственных приложений и ограничения таким образом доступа на рынок отечественным разработчикам. Данная концепция была основана на Дорожной карте по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг., согласно которой должны быть созданы условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования. Содержание закона Согласно тексту закона при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ (в частности, смартфонов, компьютеров, телевизоров с функцией «Смарт-ТВ»), производитель обязывается предустанавливать ряд российских программ для данных устройств. Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, закон направлен на предустановку дополнительных приложений и программ, ориентированных на российских пользователей, а также на обеспечение защиты интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий. Перечень устройств, при продаже которых необходимо будет соблюдать данные требования, а также перечень программного обеспечения, которое допускается устанавливать, будет утверждаться Правительством России. Для обеспечения соблюдения указанных требований на настоящий момент Государственной Думой также рассматривается законопроект, которым также предлагается внести правки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному законопроекту продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ с нарушением требований о предустановке российских приложений повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц и в размере от 50 000 до 200 000 рублей для юридических лиц. Основные категории предустанавливаемых приложений Текст закона не содержит прямого указания на какие-либо категории товаров, на которые направлен указанный закон, в то же время согласно первоначальной концепции предустановки российских приложений, предложенной ФАС России в альтернативном законопроекте, следующие категории программ были отнесены к подлежащим предустановке: Антивирусные программы; Поисковые системы; Навигационные системы; Почтовые сервисы и социальные сети. Кроме того, в рамках независимых экспертных заключений выделяются следующие категории приложений, в отношении которых отечественные разработчики могут составить конкуренцию иностранным программам, и, как следствие, которые потенциально могут подлежать предустановке: Мобильные приложения: поисковые системы, почта, облачные сервисы, карты, социальные сети, редакторы документов, антивирусные приложения, музыкальные сервисы и «Цифровое ТВ»; Приложения для ПК: поисковые системы, облачные сервисы, карты, музыкальные сервисы, редакторы документов и «Цифровое ТВ». Наши рекомендации Рассматриваемый закон существенно изменит условия функционирования рынков, создав отечественным разработчикам дополнительные преимущества для осуществления их деятельности на территории России. В свою очередь, производителям технически сложных товаров необходимо будет осуществлять регулярный мониторинг утвержденного перечня устройств и программ, в отношении которых будут действовать требования о предустановке. Дополнительно может потребоваться оценка и обеспечение технической возможности осуществления предустановки альтернативных программ отечественных разработчиков. В то же время, на настоящий момент не до конца ясно, каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением требований о предустановке приложений. Представляется, что существует риск привлечения производителей технически сложных товаров к ответственности за нарушение требований о предустановке приложений при реализации товаров, выпущенных в продажу до вступления указанного закона в силу или до внесения соответствующего устройства или программного обеспечения в перечень, утверждаемый Правительством России. Ожидается, что будет введен некоторый переходный период, в течение которого деятельность разработчиков должна быть приведена в соответствие с новыми правилами на территории России. Кроме того, Правительство России также должно внести ясность касательно перечня устройств и программного обеспечения, допустимого к установке. Между тем, несмотря на то, что закон еще не вступил в силу, следует учитывать его положения уже сейчас для того, чтобы впоследствии оперативно адаптироваться к новым требованиям законодательства. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Индустрия: Телекоммуникации, медиа и технологии Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
03 декабря 2019
О важных и актуальных положениях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года № 10
23 апреля 2019 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором обобщена судебная практика в сфере интеллектуальной собственности за последние годы. По ссылке Вы найдете краткие комментарии относительно наиболее важных положений данного Постановления.
03 сентября 2019
Основные подходы правоприменительной практики в сфере защиты данных и позиции Роскомнадзора: практические советы
В последние годы Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций («Роскомнадзор»), а также судами было выработано множество позиций и подходов, которые операторам необходимо учитывать в своей деятельности. Ниже Вашему вниманию представлены некоторые практические рекомендации, подготовленные с учетом названных позиций и подходов, а также практического опыта наших юристов. Данный обзор не является юридической консультацией. Однако мы считаем, что он может служить в качестве общего практического руководства для компаний, желающих обеспечить соблюдение российского законодательства о защите персональных данных и учесть практические аспекты его применения. Скачать файл можно по ссылке. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
20 мая 2019
Введение института цифровых прав и внесение изменений в требования о форме сделок
Информируем Вас о том, что 18 марта 2019 года в России был принят федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» («Закон»). Закон дополняет перечень объектов гражданских прав и вводит термин «Цифровые права», а также вносит изменения к требованиям к форме сделок в Гражданский Кодекс Российской Федерации («ГКРФ»). Положения Закона вступают в силу с 1 октября 2019 года. Поскольку Закон устанавливает нововведения, касающиеся осуществления коммерческой деятельности с использованием информационных технологий, в том числе сети Интернет, мы хотели бы проинформировать Вас о ключевых положениях Закона. 1. Цифровые права В соответствии с Законом Цифровые права являются имущественными правами, содержание и условия осуществления которых определяются правилами информационной системы, в которой такие права существуют. Согласно комментариям авторов Закона, в первую очередь, Закон направлен на регулирование оборота криптовалют, борьбу с отмыванием доходов и финансированием терроризма, а также на закрепление возможности включения Цифровых прав в наследственную и конкурсные массы. Осуществление и распоряжение Цифровыми правами возможно только в рамках информационной системы и посредством внесения соответствующих записей в информационную систему. Обладателем цифрового права признается лицо, которое имеет возможность распоряжаться таким правом по правилам информационной системы. При этом переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. Закон не регулирует отдельные особенности оборота Цифровых прав, не устанавливает классификацию Цифровых прав, а также не устанавливает понятия и признаки отдельных видов информационных систем. Соответствующие нормы будут закреплены в иных нормативно-правовых актах, в том числе в законе «О цифровых финансовых активах», рассмотрение и принятие которого ожидается в ближайшем будущем. 2. Форма сделки Закон дополняет статью 160 ГК РФ положением о соблюдении письменной формы сделки, когда сделка совершается с помощью технических средств, позволяющих воспроизвести содержание сделки на материальном носителе в неизменном виде. При этом Закон упрощает правила подписания таких сделок и устанавливает, что требование о наличии подписи считается выполненным, если способ подписания позволяет достоверно определить лицо, выразившее волю. Однако, как законом, так и соглашением сторон может быть предусмотрен иной (например, более сложный) порядок подписания сделок с помощью технических средств. Данные изменения отражают существующие практические аспекты заключения сделок в электронной форме посредством определения сторон сделок, например, при помощи SMS или биометрической идентификации, без угрозы их действительности и при отсутствии отдельного соглашения о порядке заключения таких сделок. 3. Смарт-контракты Также Закон закрепляет возможность исполнения сделки с использованием информационных технологий при наступлении указанных в ней обстоятельств, без запроса отдельного волеизъявления другой стороны на соответствующее исполнение. Данное положение Закона позволяет сторонам, например, договариваться об автоматическом исполнении сделок, в том числе заключать так называемые «смарт-контракты». Таким образом, в общем виде Закон расширяет правовое регулирование отношений с использованием информационных технологий путем введения термина «Цифровые права» и правил исполнения «Смарт-контрактов», а также упрощает совершение сделок в электронной форме. Специалисты АЛРУД готовы оказать необходимую правовую помощь по всем вопросам, связанным с применением указанных механизмов и новых норм гражданского законодательства РФ. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Коммерческое право, Финансовые технологии Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
26 марта 2019
Новые правила проведения проверок Роскомнадзора в компаниях, осуществляющих обработку персональных данных
Информируем Вас о новых правилах проведения проверок в компаниях, осуществляющих обработку персональных данных, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 N 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных» («Постановление»). Российский орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) наделен полномочиями по контролю за соблюдением требований законодательства о защите персональных данных. Для этих целей он проводит проверки (плановые/внеплановые) в порядке, установленном законодательством. Постановление устанавливает новые правила, которые полностью заменяют предшествующее регулирование. Ключевые изменения, предусмотренные документом, состоят в следующем: В отношении некоторых компаний проверки могут проводиться чаще. Например, в отношениикомпаний, осуществляющих обработку биометрических и специальных категорий персональных данных; компаний, являющихся обработчиками персональных данных, которые обрабатывают данные от имени оператора, не имеющего присутствия в РФ; осуществляющих трансграничную передачу персональных данных на территорию государств, не обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных (например, США). Введено новое основание проведения внеплановой проверки. Таким основанием является решение Роскомнадзора, принятое по результатам мониторинга деятельности компании в сети «Интернет» (например, в случаях, когда обработка данных осуществляется через веб-сайт/мобильное приложение) или по результатам анализа любой иной доступной информации (например, информации, содержащейся в жалобах субъектов персональных данных; иной информации из открытых источников). Для компаний установлен предельный шестимесячный срок для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки. По итогам проведения проверки Роскомнадзор выносит предписание об устранении выявленных нарушений. Предшествующее регулирование не устанавливало сроков исполнения данных предписаний компаниями. В соответствии с Постановлением срок устранения нарушений не может превышать 6 месяцев. Роскомнадзор может приостановить деятельность по обработке персональных данных до устранения компанией выявленных нарушений. Такое полномочие не является новым для Роскомнадзора. Однако в отличие предшествующего регулирования в Постановлении определено конкретное основание для приостановления Роскомнадзором деятельности по обработке персональных данных, а именно: - компанией не устранено нарушение, и такое нарушение приводит к нарушению прав и законных интересов субъектов персональных данных. Помимо проверок Роскомнадзор также проводит мероприятия по контролю путем мониторинга деятельности компаний в сети «Интернет» или анализа любой доступной информации об их деятельности, связанной с обработкой данных (например, информация была получена от субъекта персональных данных, любых иных лиц и/или из открытых источников). По итогам проведения такого мониторинга Роскомнадзор вправе потребовать устранения выявленных нарушений. В случае неисполнения данных требований на компанию будет наложен административный штраф. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
07 марта 2019
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил применение общих положений ГК РФ о договорах
В конце 2018 г. Пленум Верховного Суда РФ (далее – «Пленум») принял постановление от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положения Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (далее – «Постановление»), разъясняющее применение общих положений Гражданского кодекса РФ в отношении заключения договора, его содержания и толкования. Постановление разъясняет важные практические вопросы заключения договора путем оферты и акцепта, заключения договора в судебном порядке, а также содержит разъясняющее толкование по вопросам публичных и предварительных договоров, заверений об обстоятельствах. Постановление подтверждает подход к толкованию договора в пользу его сохранения. Данные правила имеют практическое применение и будут полезны предпринимателям при заключении и исполнении договоров. В этой связи мы хотели бы проинформировать Вас о ключевых положениях Постановления. 1. Заключение договора Пленум подтвердил отсутствие необходимости выполнять все условия оферты перед исполнением договора для признания действия по исполнению акцептом. Так, оферта считается акцептованной в случае наличия оферты и начала исполнения ее условий в установленный в оферте срок. 2. Публичный договор Пленум окончательно разъяснил, что кредитный договор и договор добровольного имущественного страхования не относятся к числу публичных договоров. Помимо этого, было отмечено, что исполнитель публичного договора вправе отделить потребителей по категориям, в том числе и на основании объективных личных характеристик, установив для них различные цены. При этом важно довести данные сведения до потребителя (например, путем публикации на сайте). Также внесена ясность в вопрос о возможности прекращения публичного договора в одностороннем порядке. Так, в отношении потребителей сторона может прекратить или отказаться от исполнения публичного договора в случае, если потребитель нарушил его условия, и если возможность такого отказа предусмотрена законом. Аналогичные правила применяются к отношениям между предпринимателями - сторонами публичного договора. 3. Предварительные договоры В рамках Постановления Пленум провел черту между предварительным договором и договором купли-продажи с условием о предварительной оплате. Так, если договор содержит условие об уплате до заключения основного договора всей или существенной части цены имущества, его следует квалифицировать как договор купли-продажи с условием о предварительной оплате. В отсутствие данного условия договор рассматривается как предварительный. Кроме этого, утвердилась позиция об отсутствии необходимости регистрации предварительного договора, в случае, если основной договор требует регистрации. 4. Заверение об обстоятельствах Пленум определил, что если заверение об обстоятельствах непосредственно связано с предметом договора, то к нему применяются положения о заверениях об обстоятельствах и о соответствующем виде договора. Однако если заверение не имеет непосредственной связи с предметом договора (например, заверение о статусе стороны по договору) – применяются положения о заверениях и ответственности за нарушение обязательств. Более того, Постановление разъясняет, что третье лицо может предоставлять заверения в случае наличия у него интереса в договоре. Интерес третьего лица, предоставляющего заверение, презюмируется. Факт наличия и содержания заверения нельзя подтвердить свидетельскими показаниями. 5. Заключение договоров в судебном порядке Разрешая пробел законодательства, Пленум разъяснил, чтов случае принятия судом решения об обязании заключить договор, в таком судебном решении указываются условия договора, договор считается заключенным с даты вступления решения в силу и дополнительных действий (подписание договора, обмена документами и т.п.) сторонам предпринимать не требуется. Кроме того, Пленум определил границы редактирования условий спорного договора судом. Так, суд может изменять и дополнять условия такого договора в том числе при особых обстоятельствах дела. 6. Толкование договора Пленум устранил неоднозначность практики в отношении приоритетного толкования договора. Так, в рамках данного Постановления закрепляется приоритет толкования, которое сохраняет договор в силе при наличии такой возможности. Также Пленум подчеркнул необходимость толкования в пользу контрагента стороны, которая подготовила договор. При этом Пленум установил, что такой стороной является участник, осуществляющий предпринимательскую деятельность, которая требует специальных познаний (например, банк в кредитном договоре). Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Коммерческое право Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
22 февраля 2019
Руководство по территориальной применимости Общего регламента Европейского союза по защите данных
Мы хотели бы сообщить Вам, что недавно Европейский совет по защите персональных данных (Независимый орган ЕС, ответственный за разъяснение законодательства о защите данных и его единообразное толкование.) опубликовал руководство, разъясняющее вопросы территориальной применимости Общего регламента Европейского союза по защите данных. Скачать файл можно по ссылке. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
07 февраля 2019
Рекомендации по рекламе безрецептурных лекарственных средств
В течении 2017-2018 гг. Федеральная Антимонопольная Служба («ФАС») уделяла пристальное внимание рекламе безрецептурных лекарств и выявила большое количество нарушений законодательства о рекламе фармацевтическими компаниями. В данных условиях в конце 2018 г. ФАС в сотрудничестве с Ассоциацией международных фармацевтических производителей и другими представителями фармацевтического рынка разработали Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств («Рекомендации»). Указанные Рекомендации были разработаны на основе анализа судебной практики и практики ФАС последних лет и содержат важные подходы ФАС к спорным вопросам, которые возникают в рекламе безрецептурных лекарственных средств в России. Ожидается, что при рассмотрении последующих дел ФАС будет руководствоваться указанными Рекомендациями, что весьма ценно при производстве и оценке рекламы лекарственных средств. Для вашего удобства мы подготовили краткое изложение наиболее важных рекомендаций, которые следует принять во внимание. 1. Недостоверная реклама Реклама является недостоверной в случае, если характеристики терапевтического действия, информация о лечебном эффекте и лечебных свойствах не подтверждаются: утверждённой инструкцией по применению; стандартами медицинской помощи и другими документами, утверждёнными Минздравом. Согласно Рекомендациям, разрешается использовать общеупотребительные слова, например, «насморк, кашель, простуда», при условии, что их медицинские синонимы содержатся в инструкции по применению. 2. Гарантия эффективности лекарства Российское законодательство запрещает гарантировать положительное действие рекламируемого лекарственного средства. В то же время допускается указание на терапевтические свойства лекарственного препарата и на эффект от взаимодействия с организмом пациента. ФАС рекомендует использовать слова и выражения, которые указывают на процесс, а не на результат действия. При этом важно, чтобы эти свойства лекарства соответствовали инструкции. Допустимо использовать следующие формулировки: Глаголы / глагольные формы несовершенного вида, указывающие на процесс (лечит, способствует лечению, воздействует на симптомы, помогает облегчить симптомы и т.д.); Существительные / словосочетания, не указывающие на неизбежное наступление результата (заболевание, симптомы (включая конкретные виды симптомов), помогает (способствует) восстановлению); Указывание на время всасывания в единицах (в течении двух минут препарат начинает всасываться); Указания на показания и свойства (для снятия боли, направлен на лечение, обладает спазмолитическим эффектом). 3. Слова «быстро», «мгновенно», «моментально» недопустимы в рекламе Недопустимо использование слов «быстро», «мгновенно», «моментально» при характеристике времени терапевтического действия, лечебного эффекта, лечебных свойств. В отношении других характеристик препарата использование этих слов допустимо, например, «быстро растворяется», «долго хранится». 4. Создание у здорового человека впечатления о необходимости применения лекарства В соответствие с российским законодательством запрещается убеждать здорового человека применять рекламируемые лекарства. Если препарат используется не только для лечения, но и для профилактики, то это должно быть прямо указано. Недопустимо использовать следующие выражения:* «всем следует применять», «у очень многих часто возникает»*. 5. Предположения о наличии заболевания у потребителя В рекламе запрещается использовать утверждения или предположения о наличии заболевания или симптомов заболеваний у потребителя рекламы. Например, недопустимыми являются следующие выражения: Кашляете? Чихаете? Головная боль? Кажется, вы заболеваете… Вы больны гриппом и т.д. Можно упоминать симптомы, которые указаны в самой инструкции по применению, например, «при кашле», «при простуде». Также разрешено использовать информацию о цели или намерении облегчить симптом, например, «чтобы кашель прошёл». Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Фармацевтика и Здравоохранение Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
16 января 2019
О временной правовой охране промышленных образцов на стадии экспертизы заявок
Информируем Вас о том, что 27 декабря 2018 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 549-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (ранее известный как законопроект № 428309-7), в соответствии с которым предоставляется временная правовая охрана промышленным образцам на стадии экспертизы заявок по существу (URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/428309-7) («Закон»). Закон официально опубликован 28 декабря 2018 года и вступит в силу по истечении 180 дней после указанной даты (URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812280020). Что означает «временная правовая охрана на стадии экспертизы заявки»? В настоящее время (до вступления Закона в силу) такая охрана предоставляется только изобретению как объекту патентных прав (статья 1392 Гражданского кодекса Российской Федерации). Это означает, что в период с даты публикации заявки (Публикация сведений о заявке на изобретение, которая осуществляется после формальной экспертизы заявки с положительным результатом) до даты выдачи патента (Публикация сведений о выдаче патента на изобретение, которая осуществляется после экспертизы заявки по существу с положительным результатом), то есть в период проведения Роспатентом экспертизы заявки по существу, изобретение охраняется законом (в объеме опубликованной формулы изобретения). Какие средства правовой защиты доступны в случае нарушения? Если лицо будет использовать заявленное изобретение в указанный период, оно должно будет выплатить заявителю денежное вознаграждение после того, как заявитель получит патент на указанное изобретение. Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом. Каким объектам предоставляется охрана? Закон распространяет механизм временной правовой охраны изобретений на промышленные образцы. В то время, как изобретение охраняется в объеме его опубликованной формулы, промышленный образец будет охраняться в объеме, определяемом совокупностью его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в опубликованной заявке. Это позволит более полно обеспечить правовую охрану интеллектуальной деятельности работников легкой промышленности и индустрии моды. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Интеллектуальная собственность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
15 января 2019
Об изменениях регулирования Таможенного Реестра Объектов Интеллектуальной Собственности
Информируем Вас о том, что 4 сентября 2018 года были внесены изменения в процедуру внесения товарных знаков в Таможенный Реестр Объектов Интеллектуальной Собственности («ТРОИС»), внесенные новым Федеральным Законом от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Федеральный закон»). Ознакомиться с подробностями вы можете по ссылке. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Интеллектуальная собственность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
23 ноября 2018
Предстоящие существенные изменения российского законодательства в области защиты персональных данных
Информируем Вас о том, что 10 октября 2018 года Российская Федерация подписала протокол, вносящий изменения в Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 1981 года. («Протокол» и «Конвенция 108» соответственно). Конвенция 108, принятая Советом Европы, является единственным юридически обязывающим многосторонним соглашением в сфере защиты персональных данных. Конвенция 108 закладывает основы правового регулирования и предписывает сторонам включить в свое национальное законодательство меры, необходимые для обеспечения защиты прав человека в области обработки персональных данных. Конвенция 108 послужила основой законодательства ЕС о защите данных. Ее положениями руководствовался также российский законодатель. Конвенция 108 была открыта для подписания в 1981 году, задолго до технологического прорыва и глобализации в ИТ-индустрии. Цель Протокола – модернизировать Конвенцию 108, приняв во внимание новые вызовы. Россия, являющаяся стороной Конвенции 108, будет обязана имплементировать изменения и обеспечить их надлежащее применение. Ниже представлен краткий обзор ключевых изменений, предусмотренных Протоколом, которые, вероятно, будут введены в российское законодательство в ближайшем будущем. Гармонизация с Общим регламентом ЕС по защите данных («Регламент») Протокол значительно повышает требования к обработке и защите данных, а также закрепляет содержащиеся в недавно вступившем в силу Регламенте принципы и требования. В связи с этим, включение положений, предусмотренных Протоколом, в национальное законодательство станет шагом вперед на пути к гармонизации российского законодательства о защите данных с европейским. Основные нововведения, предусмотренные Протоколом Новая редакция Конвенции 108 устанавливает более высокий уровень требований к защите персональных данных. В частности, предусмотрены следующие ключевые нововведения: Уведомление об утечке данных. В соответствии с Протоколом оператор персональных данных должен незамедлительно уведомить соответствующий орган по защите данных о любых утечках данных, которые могут повлечь серьёзное нарушение прав и основополагающих свобод субъектов персональных данных. Российское законодательство в настоящий момент не обязывает операторов персональных данных уведомлять орган по защите данных об инцидентах, связанных с нарушением конфиденциальности данных. Новые категории чувствительных данных. Протокол расширяет перечень особых категорий персональных данных. Данный перечень соответствует положениям Регламента. Например, особыми категориями теперь являются генетические данные, сведения о членстве в профсоюзах и этническом происхождении. Новые статусы в процессах по обработке данных. Помимо оператора персональных данных, Конвенция 108 регулирует статус получателей персональных данных (лица, которым данные раскрываются или иным образом становятся доступными) и обработчика персональных данных (лицо, осуществляющее обработку персональных данных от имени оператора персональных данных). Дальнейшее развитие принципов пропорциональности и минимизации данных. В соответствии с Протоколом обработка данных должна соответствовать заявленным целям обработки. Более того, обработка на всех этапах должна учитывать справедливый баланс между интересами (как частными, так и публичными) лиц, чьи права и интересы обработка может затронуть, и находящимися под угрозой нарушения правaми и свободами. Новые права субъектов персональных данных. В частности, Протокол запрещает принятие решений исключительно на основании автоматизированной обработки без учета мнения субъекта персональных данных, а также предусматривает право получать информацию о процессах, лежащих в основе такой обработки, и право заявлять возражения. Дополнительные гарантии защиты субъектов персональных данных. Операторы персональных данных обязаны анализировать возможные последствия обработки персональных данных, которую они намереваются осуществлять, на права и основополагающие свободы субъектов персональных данных до начала такой обработки и внедрить соответствующие технические и организационные меры. Принцип privacy by design. Операторы персональных данных и обработчики персональных данных должны организовать обработку данных таким образом, чтобы предотвратить или минимизировать риск нарушения прав и основополагающих свобод субъектов персональных данных. Обратите внимание, что данный перечень не отражает исчерпывающим образом все изменения, предусмотренные Протоколом. Вступление в силу, дальнейшее влияние на обмен данными с государствами-членами ЕС В соответствии с установленной процедурой, Протокол вступает в силу в первый день месяца следующего за истечением трехмесячного срока после даты, когда все стороны Конвенции 108 выразили свое согласие выполнять требования, предусмотренные Протоколом. В настоящий момент только 21 государство, являющееся стороной Конвенции 108 (из 53), подписало Протокол и, следовательно, он еще не вступил в силу. Если все 53 стороны не подпишут Протокол в течение 5 лет с даты его открытия к подписанию (т.е. 25 июня 2018 года), он вступит в силу автоматически для подписавших сторон. Должностные лица российского государственного органа по защите данных (Роскомнадзор) уже заявили, что в настоящее время ведется работа над законопроектом, вносящим поправки в законодательство в соответствии с измененной Конвенцией 108. Из этого следует, что Россия имплементирует стандарты, установленные Регламентом, в свое внутреннее законодательство. В случае внедрения новых положений Конвенции 108 у России будет больше шансов быть признанной юрисдикцией, обеспечивающей адекватную защиту прав субъектов персональных данных в соответствии с законодательством ЕС. Данное обстоятельство снимет целый ряд ограничений, связанных с трансграничной передачей данных. Тем не менее, окончательное решение по данному вопросу принимает Европейская комиссия. Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы. Практики: Защита данных и кибербезопасность Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
07 ноября 2018
Chambers Europe, 2020 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности.
Chambers Global, 2020 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии.
The Legal 500 Europe, Middle East & Africa 2019 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии, разрешения споров.
Best Lawyers 2020 рекомендует Марию Осташенко в области Media law.
Who’s Who Legal 2019 рекомендует Марию Осташенко в области защиты данных, трудового права и информационных технологий.
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять