Потенциальная ответственность за нарушение Российских контрсанкционных ограничений
Начиная с февраля 2022 года, Президентом России был принят ряд указов, ограничивающих заключение и совершение сделок с участием иностранных юридических и физических лиц. В большинстве случаев такие сделки требуют одобрения специальной Правительственной комиссии.
Сегодня Министерство финансов РФ опубликовало законопроект № 02/04/03-23/00136901 о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вводящих ответственность за нарушение контрсанкционных мер, направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации (далее – «Законопроект»). Ниже представлен краткий обзор Законопроекта.
1. Последствия нарушения контрсанкций в соответствии с Законопроектом
Как следует из Законопроекта, в случае несоблюдения контрсанкций (т.е., например, в случае заключения сделок в нарушение контр-санкций) на (1) граждан, (2) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, (3) юридических лиц будет налагаться штраф в размере от 20% до 40% от суммы сделки (операции), совершенной в нарушение контр-санкционных мер (незаключение сделок в нарушение контрсанкций предлагается приравнять к сделке, совершенной в нарушение мер). Также предлагается распространить аналогичную ответственность на должностных лиц (включая должностных лиц компаний), но ограничить ее 30 000 руб.
В случаях, когда несоблюдение контрсанкционных мер не имеет денежного выражения (например, дарение), предлагается накладывать административный штраф на физических лиц в размереот 4 000 до 5 000 руб., на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 рублей.
2. Круг субъектов, которые не подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с Законопроектом
В примечаниях к Законопроекту указано, что предлагаемая административная ответственность не распространяется на резидентов РФ, являющихся кредитными и страховыми организациями. В законопроекте также есть несколько исключений для российских резидентов, когда ответственность не будет применяться.
Согласно тексту законопроекта, в случае его принятия он вступает в силу с 01 января 2024 года.
Мы хотели бы обратить Ваше внимание на то, что данный законопроект находится в очень ранней редакции, с 22 марта 2023 года по 11 апреля 2023 года он будет проходить общественное обсуждение, после чего предстоит несколько этапов рассмотрения, поэтому к финальной стадии рассмотрения Законопроект может сильно измениться.
Пожалуйста, сообщите нам, если у Вас есть какие-либо вопросы о Законопроекте и его влиянии на ваш бизнес.
23 марта 2023
Контрсанкции в России новые ограничения для сделок с ценными бумагами
Уважаемые дамы и господа!
В ходе регулярного обновления информации о российских контрсанкционных мерах мы хотели бы предоставить вам информацию об Указе Президента РФ от 03 марта 2023 года № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг» («Указ № 138»).
Указ № 138 вступил в силу 3 марта 2023 года и установил особый порядок совершения сделок с российскими ценными бумагами («Ценные бумаги»):
{{1.}} акциями российских АО (в т.ч. полученных при погашении депозитарных расписок);
{{2.}} облигациями федерального займа;
{{3.}} облигациями российского эмитента;
{{4.}} инвестиционными паями российских ПИФ.
Сделки, влекущие переход права собственности на Ценные бумаги, передачу в доверительное управление или залог Ценных бумаг («Сделки»), попадают под действие Указа № 138 и требуют получения разрешения Центрального Банка России («ЦБ РФ») (для банков и некредитных финансовых организаций) или Правительственной комиссии (для остальных заявителей).
При этом, Сделки требуют получения разрешения только при условии, что
Ценные бумаги либо депозитарные расписки, удостоверяющие права на Ценные бумаги, были приобретены после 1 марта 2022 года у лиц из «недружественных» государств1.
Разрешения необходимы для передачи Ценных бумаг:
{{1.}} резидентам;
{{2.}} КИК;
{{3.}} нерезидентам из «дружественных» иностранных государств.
NB1! Даже если обязательственный договор или иностранный финансовый инструмент
(в том числе поставочные деривативы), предусматривающий передачу Ценных бумаг, был заключен до 1 марта 2022 года (включительно), для совершения сделки по передаче Ценных бумаг требуется получение разрешения.
NB2! Введенный порядок распространяется на сделки с акциями российских эмитентов, полученными в результате погашения депозитарных расписок, если такие расписки перешли во владение лица после 1 марта 2022 года2.
Все последующие сделки с Ценными бумагами, переданными в соответствии с Указом № 138, совершаются также в соответствии с данным Указом. Количество и объем таких последующих сделок в дальнейшем могут быть установлены по решению Совета директоров ЦБ РФ.
NB3! Из буквального толкования Указа № 138 следует, что разрешение требуется только на Сделки с Ценными бумагами, которые были приобретены у лиц из «недружественных» государств и были «локализованы» в рамках такой сделки по продаже в России. Например, Ценные бумаги при продаже «недружественным» лицом были переведены от иностранного регистратора в российский депозитарий/ регистратор, были выведены из-под цепочки иностранных номинальных держателей и др. Пока не ясно, намерено ли были выведены из-под ограничений сделки с Ценными бумагами, которые хранились/учитывались в российской инфраструктуре на момент их продажи «недружественным» инвестором резиденту (такая сделка и ранее подпадала под ограничения пп. в п. 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81, когда последующие сделки по продаже ценных бумаг, приобретенных от «недружественных» лиц становились «токсичными» и требовали получения разрешения). Мы будем следить за развитием ситуации и информировать Вас о складывающейся практике и мнении уполномоченных органов.
Указ № 138 не распространяется на:
{{1.}} сделки/операции с акциями, приобретенными при конвертации/погашении депозитарных расписок, если лицо приобрело право владения депозитарными расписками до 1 марта 2022 года включительно;
{{2.}} конвертацию, выкуп и погашение Ценных бумаг их эмитентом;
{{3.}} выкуп акций и конвертируемых в акции ценных бумаг ПАО в случаях, предусмотренных Законом об АО;
{{4.}} погашение инвестиционных паев ПИФ по решению УК или при прекращении ПИФ;
{{5.}} исполнение обязательств по договору займа ценных бумаг и обязательств по второй части договора репо, если договор займа ценных бумаг и договор репо были заключены до 1 марта 2022 года включительно;
{{6.}} отдельные случаи принудительного перевода Ценных бумаг;
{{7.}} перевод Ценных бумаг в связи с универсальным правопреемством.
Таким образом, инвесторам потребуется получение разрешения на любые Сделки с Ценными бумагами, если они были приобретены у владельцев из «недружественных» стран после 1 марта 2022 года.
Указ № 138 содержит ряд уточняющих положений для ранее изданных «контрсанкционных» указов:
{{1.}} действие Указа Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81 распространено также на сделки с российскими ценными бумагами и еврооблигациями между резидентом (или лицом под его контролем) и лицом из «недружественного» государства, если объект сделки учитывается/хранится в специализированной иностранной организации (например, депозитарии) и расчеты по сделке проводятся через иностранный банк;
{{2.}} разрешены выплаты по ОФЗ, переведенным в рамках процедуры принудительного перевода в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 319-ФЗ в российскую инфраструктуру, в пользу КИК, резидентов и лиц, не являющихся недружественными нерезидентами без соблюдения порядка, установленного Указом Президента РФ от 5 марта 2022 года № 95, т.е. без использования счета типа С.
Отметим, что Указ № 138 вводит ряд послаблений своих положений для российских кредитных организаций, в отношении которых введены иностранные санкции.
Выводы
До момента публикации Указа № 138 на рынке ценных бумаг уже действовал ряд ограничений, которые нужно учитывать при системном толковании Указа № 138:
{{1.}} общий запрет на сделки по передаче собственности на ценные бумаги (как внутренние, так и внешние), если сделка осуществлялась между резидентом и «недружественным» нерезидентом (Указ № 81, с учетом ряда исключений из запрета);
{{2.}} общий запрет на сделки по передаче собственности на ценные бумаги (как внутренние, так и внешние) между резидентом и лицом, не являющимся лицом из «недружественного» государства, если ценные бумаги были приобретены после 22 февраля 2022 года у лица из «недружественного» государства;
{{3.}} «заморозка» операций и обособленный учет ценных бумаг, переведенных в рамках принудительного перевода и при расконвертации депозитарных расписок (Предписание ЦБ РФ от 28 декабря 2022 года).
Указанные меры сохраняют свое действие, в то время как Указ № 138 уточняет контрсанкционный режим в отношении сделок с российскими ценными бумагами: если Ценные бумаги после 1 марта 2022 года были проданы лицом из «недружественного» государства в пользу любого приобретателя, то они становятся «токсичными» на неопределенный срок и Сделки с ними попадают под разрешительный режим. Соответственно, при совершении Сделок с Ценными бумагами необходимо внимательно анализировать историю сделок с ними.
Понятие лиц из «недружественных» государств аналогично определениям из ранее принятых указов и включает в себя как лиц из «недружественных» государств, так и лиц, находящихся под их контролем (за исключением резидентов РФ). Кроме того, прямо предусмотрено, что такими лицами не являются КИК.
Мы рекомендуем уточнять именно дату расчета по операции (Settlement Date) покупки Ценных бумаг.
06 марта 2023
Обзор иностранного санкционного регулирования
Уважаемые дамы и господа!
Вашему вниманию предоставляется «Обзор иностранного санкционного регулирования », подготовленный экспертами АЛРУД.
Обзор посвящен анализу новых пакетов санкций Великобритании, ЕС и США в период с 24 февраля 2023 года .
03 марта 2023
В 2023 году планируется ужесточение регулирования иностранных инвестиций в «стратегические» общества
Уважаемые дамы и господа!
29 декабря 2022 г. был опубликован Федеральный закон № 577, в соответствии с которым в ближайшее время будут внесены существенные изменения в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Нижеприведенные поправки вступят в силу 30 марта 2023 г.
Установлена обязанность подать ходатайство о согласовании установления контроля над стратегическим обществом в срок, не превышающий трех месяцев, если гражданин РФ, осуществляющий контроль, приобрел иное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, либо оформил выход из гражданства России, либо в отношении него было отменено решение о приеме в гражданство РФ.
Установлена обязанность уведомить ФАС России, если граждане РФ, не осуществляющие контроль, но владеющие более 5% стратегического общества, приобрели иное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, либо оформили выход из гражданства России, либо в отношении них было отменено решение о приеме в гражданство РФ.
Уточнено положение о том, что 57-ФЗ не будет распространяться на сделки в случае, если контролирующими лицами приобретателя являются российские граждане, являющиеся российскими налоговыми резидентами (не имеющими иного гражданства), и сведения о бенефициарах и контролирующих лицах раскрыты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, даже если такие граждане не входят в группу лиц.
Согласование с Правительственной комиссией в соответствии с положениями 57-ФЗ будет также требоваться в случаях, когда хозяйственные общества, контролируемые иностранными инвесторами, обращаются с заявлениями:
О получении лицензии на осуществление стратегического вида деятельности, если такой вид деятельности подлежит обязательному лицензированию;
О получении свидетельства об аккредитации, необходимого для осуществления хотя бы одного из стратегических видов деятельности;
О получении документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению авиационной безопасности,требованиям федеральных авиационных правил, если для осуществления такой деятельности требуется получение указанного документа;
О переоформлении свидетельства об аккредитации или документа о соответствии в случае реорганизации юридического лица в формах преобразования, слияния или присоединения.
Ужесточено государственное регулирование инвестиций в сфере добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Определено, что если ФАС России после принятия ходатайства к рассмотрению установит, что информация, содержащаяся в документах, включенных в состав ходатайства, является недостоверной, либо если заявитель не представит имеющуюся у него дополнительно запрошенную уполномоченным органом информацию, ходатайство будет возвращено заявителю без рассмотрения.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему/ей ссылку на электронную форму подписки. Если Вы хотите больше узнать о нашей Практике Антимонопольного регулирования, пожалуйста, сообщите об этом в ответном письме - мы будем рады направить Вам наши материалы.
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Авторы данного письма не несут ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации
18 января 2023
Обзор российских контрсанкционных мер
В связи с введеными санкциями эксперты АЛРУД подготовили обзор российских контрсанкционных мер, которые были приняты в ответ на действия недружественных стран начиная с 24 февраля 2022 года.
В обзоре рассматриваются вопросы:
Российских контрсанкционных мер
Ответственности
Перспектив для иностранного бизнеса
Последних тенденций в судебной и арбитражной практике
Допущений и ограничений
Обзор обновляется на постоянной основе. С материалом (на английском яз.) можно ознакомиться по ссылке.
Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.
Практика: Антикризисное управление, экономические санкции и комплаенс
Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
21 июля 2022
Специалисты Антимонопольной практики стали авторами главы о России Global Legal Insights – Merger Control 2021
Издательство Global Legal Insights, которое специализируется на практических информационных справочниках для юристов, опубликовало обширное исследование о порядке и особенностях согласования сделок экономической концентрации.
Ведущие юридические фирмы из 18 стран мира предоставили свои обзоры в этой сфере для издания Global Legal Insights –Merger Control 2021. Обзор по России был подготовлен представителями Антимонопольной практики АЛРУД: Германом Захаровым, партнером АЛРУД, Даниилом Лозовским, старшим юристом АЛРУД и Ольгой Гороховой, младшим юристом АЛРУД.
Эксперты проанализировали процедуру согласования сделок экономической концентрации между государственными органами Российской Федерации, отметили особенности в ходе процесса рассмотрения сделок в ФАС России за последние 12 месяцев во время действующих ограничений из-за пандемии COVID-19, а также рассказали об ожидаемых изменениях российского законодательства в сфере согласования сделок.
С полным текстом обзора можно ознакомиться здесь.
07 июля 2021
Эксперты АЛРУД занимают лидирующие позиции в рейтинге Best Lawyers
Best Lawyers – один из наиболее авторитетных международных юридических рейтингов – опубликовал результаты исследования юридического рынка России 2021. Рейтинг основан на оценках признанных на мировом уровне игроков рынка.
АЛРУД не первый раз занимает лидерские позиции по ключевым практикам и в этом году нашим специалистам удалось расширить свое присутствие в рейтинге.
Максим Алексеев, Старший партнер, лауреат рейтинга Lawyer of the Year 2021 в области Административного регулирования бизнеса.
Второй год подряд команда Трудовой практики приносит АЛРУД звание Law Firm of the Year Russia 2021. В этом году Ирина Анюхина, Партнер и Руководитель Трудовой практики, становится лауреатом Lawyer of the Year 2021 в области Трудового права.
Best Lawyers рекомендует экспертов АЛРУД в следующих областях права:
Антимонопольное право – Василий Рудомино, Старший партнер, Герман Захаров, Партнер, Руслана Каримова и Ксения Тархова, Старшие консультанты, Роман Ведерников, Консультант
Арбитраж и медиация – Василий Рудомино, Старший партнер, Магомед Гасанов и Сергей Петрачков, Партнеры, и Дмитрий Купцов, Старший консультант
Банковское и финансовое право – Александр Рымко, Партнер
Безопасность и защита данных – Ирина Анюхина, Партнер
Банкротство и реструктуризация – Василий Рудомино, Старший партнер, Сергей Петрачков и Александр Жарский, Партнеры
Градостроительное право - Ирина Анюхина, Партнер и Станислав Веселов, Старший консультант
Инвестиции – Василий Рудомино, Старший партнер
Интеллектуальная собственность – Ирина Анюхина и Мария Осташенко, Партнеры, Илья Ходаков, Консультант
Информационные технологии – Ирина Анюхина, Мария Осташенко и Антон Джуплин, Партнеры, Ксения Ерохина, Старший консультант
Корпоративное право – Максим Алексеев и Василий Рудомино, Старшие партнеры, Александр Жарский, Партнер, Ольга Пиманова и Олег Ежов, Советники, Сергей Ханаев, Старший консультант, Дмитрий Пашков и Александр Клещев, Консультанты
Корпоративное управление и комплаенс - Алла Азмуханова, Консультант
Медиаправо – Ирина Анюхина и Мария Осташенко, Партнеры
Налоговое право – Максим Алексеев, Старший партнер, Елена Новикова, Советник, Сергей Артемьев, Консультант
Недвижимость – Александр Жарский и Ирина Анюхина, Партнеры, Алексей Калинкин, Консультант
Регуляторная практика – Максим Алексеев, Старший партнер, и Дина Кравченко, Консультант
Рынки капиталов – Василий Рудомино, Старший партнер, и Александр Жарский, Партнер
Слияния и поглощения – Максим Алексеев и Василий Рудомино, Старшие партнеры, Андрей Жарский и Александр Жарский, Партнеры, Тимур Ахундов, Старший консультант
Судебные споры – Василий Рудомино, Старший партнер, Магомед Гасанов и Сергей Петрачков, Партнеры, Борис Остроухов, Старший консультант, Денис Беккер, Консультант
Телекоммуникации – Ирина Анюхина и Мария Осташенко, Партнеры
Технологии – Антон Джуплин, Партнер
Трасты и имущественное планирование – Кира Егорова, Советник, и Екатерина Васина, Старший консультант
Трудовое право – Василий Рудомино, Старший партнер, Ирина Анюхина, Партнер, Ольга Пиманова, Советник, Маргарита Егиазарова и Анастасия Петрова, Старшие консультанты
Уголовное право – Александр Михайлов, Консультант
04 июня 2020
AIPN и Юридическая фирма АЛРУД провели семинар по применению законодательства о стратегических инвестициях в нефтегазовые проекты
Международная некоммерческая Ассоциация специалистов по переговорам в нефтегазовой отрасли AIPN (Association of International Petroleum Negotiators) и Юридическая фирма АЛРУД проверили семинар, посвященный актуальным вопросам применения Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в отношении сделок и проектов в нефтегазовой отрасли России.
В семинаре приняли участие Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, старший партнер АДРУД Василий Рудомино, партнеры АДРУД Герман Захаров и Андрей Жарский, старший консультант АЛРУД Руслана Каримова, а также другие представители юридического сообщества и руководители правовых служб крупных российских и иностранных нефтегазовых компаний.
В ходе семинара Андрей Цыганов рассказал о подходах ФАС России к согласованию сделок с иностранными инвестициями. Замглавы антимонопольной службы разъяснил правовые основы согласования сделок, рассматриваемых ФАС России, и подробнее остановился на механизмах контроля иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества. Он сообщил, что Законом о стратегических инвестициях установлены некоторые ограничения для иностранных инвесторов, последствия и санкции за несоблюдение его требований, а также детально описана процедура принятия решений по итогам рассмотрения сделок. Андрей Цыганов также подробно разъяснил процедуру рассмотрения ФАС России ходатайств и уведомлений, и сообщил о статистике рассмотрения ходатайств о согласовании сделок в отношении стратегических обществ, поступивших в ФАС России с 2008 года по настоящее время. Кроме того, представитель ФАС России подробно остановился на сделках в сфере нефтегазовой отрасли, рассмотренных Правительственной комиссией за последние 10 лет, а также представил статистические данные об объемах иностранных инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых в России. В завершение своего выступления замглавы ФАС России сообщил о планируемом выпуске второго дополненного издания Комментария к Закону о стратегических инвестициях.
Во второй части семинара эксперты АЛРУД и участники семинара провели дискуссию и обсудили наиболее сложные и противоречивые вопросы применения законодательства о стратегических инвестициях, с которыми сталкиваются компании нефтегазовой отрасли при проведении сделок по слиянию и поглощению или создании совместных предприятий в России, а также способы решения ряда проблемных вопросов в этой области. В частности, эксперты обсудили критерии отнесения российских обществ к стратегическим, сложные ситуации возникновения прав контроля иностранного инвестора в отношении «стратегов-недропользователей», а также процедурные вопросы раскрытия информации о бенефициарах иностранного инвестора.
Для всех членов AIPN и других представителей бизнеса очень важно понимать четкие «правила игры» при планировании сделок в нефтегазовой отрасли, поэтому мы благодарны антимонопольной службе за ее открытость и готовность вступать в прямой диалог с бизнесом даже по самым сложным вопросам регулирования,
отметил после семинара модератор сессии, партнер АЛРУД Герман Захаров
Высокий интерес нефтегазового бизнеса к теме инвестиций в стратегические компании свидетельствует о необходимости дальнейшего диалога между бизнесом и регулятором и разъяснения проблемных вопросов, которые до сих пор часто возникают на практике в ходе планирования подобных сделок. Имея значительный опыт консультирования частных и государственных инвесторов в области стратегических инвестиций (таких как, China Gold, CEFC China Energy и других), специалисты практики Антимонопольного регулирования и практики Энергетики, Природных ресурсов и Инфраструктуры АЛРУД готовы оказать полномасштабную поддержку клиентам по всем сложным вопросам планирования и согласования стратегических инвестиций в России.
13 февраля 2020
Специалисты Антимонопольной практики подготовили главу о России для книги Kartell Compliance
Василий Рудомино, старший партнер, Герман Захаров, партнер, Роман Ведерников, консультант, и Даниил Лозовский, юрист, подготовили главу о России для книги «Kartell Compliance», которая была выпущена немецким издательством CF Müller, специализирующимся на профессиональной литературе для юристов.
Авторы сделали обзор действующего российского антимонопольного законодательства в сфере противодействия антиконкурентным соглашениям, описали меры ответственности и процедуру расследования при его нарушении, а также рассказали о нюансах комплаенса.
Подробнее о книге можно узнать здесь.
20 января 2020
Принят Закон о предустановке российских приложений на устройства
Информируем Вас, что 02 декабря 2019 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в Закон о защите прав потребителей, который введет в российское законодательство концепцию предустановки российских приложений. Отмечается, что принятие указанного закона обусловлено тем, что законодательство должно отвечать требованиям защиты интересов граждан в условиях развития современных технологий, способствуя наиболее эффективному развитию рынка. Данный закон вступит в силу уже 01 июля 2020 г.
Первоначальная концепция о предустановке российских приложений была разработана ФАС России в связи с громкими расследованиями антимонопольных нарушений таких IT гигантов как Google и Microsoft, в ходе которых была выявлена возможность международных разработчиков программ получать неконкурентное преимущество на высокотехнологичном рынке за счет предустановки собственных приложений и ограничения таким образом доступа на рынок отечественным разработчикам.
Данная концепция была основана на Дорожной карте по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг., согласно которой должны быть созданы условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования.
Содержание закона
Согласно тексту закона при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ (в частности, смартфонов, компьютеров, телевизоров с функцией «Смарт-ТВ»), производитель обязывается предустанавливать ряд российских программ для данных устройств.
Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, закон направлен на предустановку дополнительных приложений и программ, ориентированных на российских пользователей, а также на обеспечение защиты интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий.
Перечень устройств, при продаже которых необходимо будет соблюдать данные требования, а также перечень программного обеспечения, которое допускается устанавливать, будет утверждаться Правительством России.
Для обеспечения соблюдения указанных требований на настоящий момент Государственной Думой также рассматривается законопроект, которым также предлагается внести правки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному законопроекту продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ с нарушением требований о предустановке российских приложений повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц и в размере от 50 000 до 200 000 рублей для юридических лиц.
Основные категории предустанавливаемых приложений
Текст закона не содержит прямого указания на какие-либо категории товаров, на которые направлен указанный закон, в то же время согласно первоначальной концепции предустановки российских приложений, предложенной ФАС России в альтернативном законопроекте, следующие категории программ были отнесены к подлежащим предустановке:
Антивирусные программы;
Поисковые системы;
Навигационные системы;
Почтовые сервисы и социальные сети.
Кроме того, в рамках независимых экспертных заключений выделяются следующие категории приложений, в отношении которых отечественные разработчики могут составить конкуренцию иностранным программам, и, как следствие, которые потенциально могут подлежать предустановке:
Мобильные приложения: поисковые системы, почта, облачные сервисы, карты, социальные сети, редакторы документов, антивирусные приложения, музыкальные сервисы и «Цифровое ТВ»;
Приложения для ПК: поисковые системы, облачные сервисы, карты, музыкальные сервисы, редакторы документов и «Цифровое ТВ».
Наши рекомендации
Рассматриваемый закон существенно изменит условия функционирования рынков, создав отечественным разработчикам дополнительные преимущества для осуществления их деятельности на территории России.
В свою очередь, производителям технически сложных товаров необходимо будет осуществлять регулярный мониторинг утвержденного перечня устройств и программ, в отношении которых будут действовать требования о предустановке. Дополнительно может потребоваться оценка и обеспечение технической возможности осуществления предустановки альтернативных программ отечественных разработчиков.
В то же время, на настоящий момент не до конца ясно, каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением требований о предустановке приложений. Представляется, что существует риск привлечения производителей технически сложных товаров к ответственности за нарушение требований о предустановке приложений при реализации товаров, выпущенных в продажу до вступления указанного закона в силу или до внесения соответствующего устройства или программного обеспечения в перечень, утверждаемый Правительством России. Ожидается, что будет введен некоторый переходный период, в течение которого деятельность разработчиков должна быть приведена в соответствие с новыми правилами на территории России.
Кроме того, Правительство России также должно внести ясность касательно перечня устройств и программного обеспечения, допустимого к установке.
Между тем, несмотря на то, что закон еще не вступил в силу, следует учитывать его положения уже сейчас для того, чтобы впоследствии оперативно адаптироваться к новым требованиям законодательства.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.
Индустрия: Телекоммуникации, медиа и технологии
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
03 декабря 2019