Информируем Вас, что 02 декабря 2019 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в Закон о защите прав потребителей, который введет в российское законодательство концепцию предустановки российских приложений. Отмечается, что принятие указанного закона обусловлено тем, что законодательство должно отвечать требованиям защиты интересов граждан в условиях развития современных технологий, способствуя наиболее эффективному развитию рынка. Данный закон вступит в силу уже 01 июля 2020 г.
Первоначальная концепция о предустановке российских приложений была разработана ФАС России в связи с громкими расследованиями антимонопольных нарушений таких IT гигантов как Google и Microsoft, в ходе которых была выявлена возможность международных разработчиков программ получать неконкурентное преимущество на высокотехнологичном рынке за счет предустановки собственных приложений и ограничения таким образом доступа на рынок отечественным разработчикам.
Данная концепция была основана на Дорожной карте по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг., согласно которой должны быть созданы условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования.
Согласно тексту закона при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ (в частности, смартфонов, компьютеров, телевизоров с функцией «Смарт-ТВ»), производитель обязывается предустанавливать ряд российских программ для данных устройств.
Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, закон направлен на предустановку дополнительных приложений и программ, ориентированных на российских пользователей, а также на обеспечение защиты интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий.
Перечень устройств, при продаже которых необходимо будет соблюдать данные требования, а также перечень программного обеспечения, которое допускается устанавливать, будет утверждаться Правительством России.
Для обеспечения соблюдения указанных требований на настоящий момент Государственной Думой также рассматривается законопроект, которым также предлагается внести правки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному законопроекту продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ с нарушением требований о предустановке российских приложений повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц и в размере от 50 000 до 200 000 рублей для юридических лиц.
Текст закона не содержит прямого указания на какие-либо категории товаров, на которые направлен указанный закон, в то же время согласно первоначальной концепции предустановки российских приложений, предложенной ФАС России в альтернативном законопроекте, следующие категории программ были отнесены к подлежащим предустановке:
Антивирусные программы;
Поисковые системы;
Навигационные системы;
Почтовые сервисы и социальные сети.
Кроме того, в рамках независимых экспертных заключений выделяются следующие категории приложений, в отношении которых отечественные разработчики могут составить конкуренцию иностранным программам, и, как следствие, которые потенциально могут подлежать предустановке:
Мобильные приложения: поисковые системы, почта, облачные сервисы, карты, социальные сети, редакторы документов, антивирусные приложения, музыкальные сервисы и «Цифровое ТВ»;
Приложения для ПК: поисковые системы, облачные сервисы, карты, музыкальные сервисы, редакторы документов и «Цифровое ТВ».
Рассматриваемый закон существенно изменит условия функционирования рынков, создав отечественным разработчикам дополнительные преимущества для осуществления их деятельности на территории России.
В свою очередь, производителям технически сложных товаров необходимо будет осуществлять регулярный мониторинг утвержденного перечня устройств и программ, в отношении которых будут действовать требования о предустановке. Дополнительно может потребоваться оценка и обеспечение технической возможности осуществления предустановки альтернативных программ отечественных разработчиков.
В то же время, на настоящий момент не до конца ясно, каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением требований о предустановке приложений. Представляется, что существует риск привлечения производителей технически сложных товаров к ответственности за нарушение требований о предустановке приложений при реализации товаров, выпущенных в продажу до вступления указанного закона в силу или до внесения соответствующего устройства или программного обеспечения в перечень, утверждаемый Правительством России. Ожидается, что будет введен некоторый переходный период, в течение которого деятельность разработчиков должна быть приведена в соответствие с новыми правилами на территории России.
Кроме того, Правительство России также должно внести ясность касательно перечня устройств и программного обеспечения, допустимого к установке.
Между тем, несмотря на то, что закон еще не вступил в силу, следует учитывать его положения уже сейчас для того, чтобы впоследствии оперативно адаптироваться к новым требованиям законодательства.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.
Индустрия: Телекоммуникации, медиа и технологии
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.