Новые правила регулирования дистанционной (удаленной) работы

Новые правила регулирования дистанционной (удаленной) работы

14 декабря 2020

8 декабря 2020 года Президентом РФ был подписан федеральный закон, устанавливающий особенности регулирования дистанционной работы1 (далее – «Закон»). Закон вступит в силу с 1 января 2021 года.

Какие вопросы решает Закон?

i. Два новых вида временной дистанционной работы

В настоящее время трудовое законодательство не использует понятие удаленная работа. А дистанционная работа возможна только на постоянной основе. Кроме того, работодатель не может объединить в одном трудовом договоре условия о работе дистанционно и в офисе.

Новый закон использует понятия дистанционная и удаленная работа как синонимы.

Также устанавливаются 2 новых вида временной дистанционной работы:

  • Непрерывная дистанционная работа (не более 6 месяцев);

  • Периодическая дистанционная работа (чередование дистанционной и стационарной работы).

ii. Временный перевод на дистанционную работу

По общему правилу, дистанционная работа оформляется трудовым договором или дополнительным соглашением к нему.

В исключительных случаях, работодатель может принять решение о временном переводе работника на дистанционную работа без согласия работника. Например, в случае производственной аварии, пожара, эпидемии и т.д. В таком случае временный перевод оформляется локальным нормативным актом, в котором определяются:

  • Обстоятельство перевода;

  • Список работников;

  • Срок временного перевода;

  • Порядок обеспечения необходимым оборудованием, компенсации и возмещения иных расходов;

  • Порядок организации труда (режим рабочего времени, порядок взаимодействия и предоставления отчетов).

По окончании срока перевода работодатель обязан предоставить прежнюю работу, а работник обязан приступить к ее выполнению.

При невозможности временного перевода в силу специфики работы или отсутствия возможности обеспечения необходимым оборудованием – объявляется простой по независящим от сторон причинам.

iii. Условия труда

  • Режим работы определяется локальным актом либо по усмотрению самого работника;

  • Дистанционное выполнение работы не влечет снижение заработной платы;

  • Время взаимодействия с работодателем включается в рабочее время;

  • Работодатель обязан обеспечить работников необходимым оборудованием или компенсировать расходы при использовании личных средств работника;

  • Направление дистанционного работника в другую местность по поручению работодателя рассматривается как служебная командировка.

iv. Взаимодействие работодателя и работника

В настоящее время взаимодействие между дистанционным работником и работодателем осуществляется исключительно с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – «УКЭП»).

С момента вступления в силу Закона, по общему правилу, порядок и форма взаимодействия будут определяться локальными актами или трудовым договором. В частности, можно предусмотреть возможность использования простой электронной подписи.

Однако при заключении, изменении или расторжении следующих договоров, работодатель обязан использовать УКЭП, а работник – усиленную электронную подпись:

  • Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему;

  • Договор о материальной ответственности;

  • Ученический договор.

Кроме того, после получения электронного документа, каждая из сторон обязана подтвердить его получение в срок, определенный на локальном уровне.

v. Прекращение трудовых отношений

В настоящее время работодатели могут предусмотреть дополнительные основания увольнения дистанционных работников непосредственно в трудовом договоре.

Но с момента вступления Закона в силу, такая возможность исключается. Однако, устанавливаются два дополнительных основания увольнения:

  • Невзаимодействие с работодателем более двух рабочих дней подряд с момента поступления запроса работодателя без уважительных причин;

  • Изменение местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником трудовых обязанностей на прежних условиях (данное основание применяется только к постоянным дистанционным работникам).


Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Практики: Трудовое право

Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.


Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.

Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.
Узнать больше об услугах практик:
Трудовое право



Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Авторы данного письма не несут ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

С уважением,
Юридическая фирма АЛРУД

ул. Скаковая, д. 17, стр. 2, этаж 6, Москва, Россия, 125040
Т: +7 495 234 96 92, Т: +7 495 926 16 48, info@alrud.com
alrud.ru
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять