Информационное письмо

Судиться стало дороже – увеличение размера государственных пошлин за судебные разбирательства

09 сентября 2024

8 сентября 2024 года вступили в силу масштабные поправки в Налоговый кодекс, существенно повышающие размер пошлин за рассмотрение судами всех категорий дел1.

Многократное повышение размера государственных пошлин


Максимальный размер пошлины за рассмотрение спора в арбитражном суде первой инстанции увеличивается с ****200 000 рублей**** до ****10 000 000 рублей****.

При этом рассмотрение дел в арбитражных судах апелляционной и кассационной инстанций обойдется в ****30 000 рублей**** и ****50 000 рублей**** соответственно.

Существенно увеличены и государственные пошлины, связанные с последующим принудительным исполнением решений третейских судов или их отменой. Например, размер пошлины за отмену арбитражного решения вместо ****3 000 рублей**** теперь равен размеру пошлины за рассмотрение спора в государственном суде.

Другие примеры увеличения пошлин:

  • обеспечение иска – ****30 000 рублей**** вместо ****3 000 рублей****;

  • оспаривание решений и действий госорганов – ****50 000 рублей**** вместо ****3 000 рублей****;

  • неимущественный иск – ****50 000 рублей**** вместо ****6 000 рублей****.

Расширение перечня оснований для взимания государственной пошлины


Поправками установлены государственные пошлины, оплата которых ранее не требовалась.

Так, ранее подача большинства заявлений и ходатайств в процедуре банкротства не облагалась государственной пошлиной. Теперь же по каждому обособленному спору взимается 50% от общего размера государственной пошлины по имущественным спорам.

Государственные пошлины vs арбитражные сборы


Поправки устраняют разрыв между расходами, которые стороны несли за рассмотрение дел в государственных и третейских судах. Теперь арбитражный сбор за рассмотрение дел по внутренним спорам, как правило, меньше, чем государственная пошлина, уплачиваемая для рассмотрения дела в арбитражном суде.

В то же время необходимо учитывать повышение пошлин за принудительное исполнение арбитражных решений. Подробнее об этом – в сравнительной таблице в приложении.

Ключевые выводы


Мы видим следующие основные последствия данных изменений:

  • уменьшение количества заведомо необоснованных исков, необходимость более ответственного подхода к подаче исков и к уже поданным искам;

  • большая привлекательность арбитража, особенно в части внутренних споров;

  • возможное изменение подхода судов к возмещению судебных расходов в сторону их большего взыскания, так как сумма пошлины приблизилась к размеру услуг юридических консультантов;

  • увеличение числа уступок требований гражданам с целью изменения подсудности и уменьшения размера уплачиваемых пошлин.

С таблицей сравнения государственных пошлин и сборов можно ознакомиться по ссылке.

Все примеры размера государственных пошлин приведены в отношении споров с участием организаций в арбитражных судах.


Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.

Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.
Узнать больше об услугах практик:
Разрешение споров



Примечание: обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была основана на нашем анализе данных из открытых источников, а также на нашем понимании предусмотренных законодательных норм и практики правоприменения. Авторы данного письма, равно как и юридическая фирма АЛРУД, не несут ответственности за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации..

В случае возникновения вопросов, пожалуйста, свяжитесь с нами.

С уважением,
Юридическая фирма АЛРУД