Правовое регулирование субучастия в кредите (займе) — изменения в законе о синдицированном кредите и законе о рынке ценных бумаг
1 августа 2025С 3 августа вступают в силу изменения в Федеральный закон «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о синдицированном кредите) и статью 15 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг). Целью изменений является расширение возможностей участников рынка в связи с их участием в синдицированном кредитовании посредством восполнения пробелов в правовом регулировании субучастия в кредите (займе) по нефондируемой модели.
Формы соглашения о финансирования участия в кредите (займе)
В настоящее время Закон о синдицированном кредите позволяет заключать кредиторам (участникам синдиката кредиторов) и внешним участникам (лицам, не входящим в синдикат кредиторов) соглашения о финансировании участия в кредите (займе) (далее – СФУК) в двух формах: фондируемое субучастие и нефондируемое субучастие (участие в риске):
В случае с фондируемым субучастием денежные средства предоставляются внешним участником кредитору с целью их предоставления заемщику или возмещаются внешним участником кредитору после их предоставления заемщику, и кредитор погашает свой долг перед внешним участником только после возврата кредита заемщиком. Таким образом, оставаясь стороной кредитного договора (договора займа), кредитор передает внешнему участнику кредитный риск.
Нефондируемое субучастие, в свою очередь, предусматривает передачу денежных средств внешним участником кредитору только при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных СФУК, например, при наступлении дефолта заемщика. Принятые изменения в Закон о синдицированном кредите нацелены на конкретизацию положений касательно второй формы субучастия: так, определение СФУК дополняется прямым указанием на то, что денежные средства предоставляются внешним участником «в сроки, случаях и (или) при наступлении условий, которые предусмотрены соглашением о финансировании участия в кредите (займе)».
Лица, которые могут быть кредиторами по синдицированному кредиту (займу)
Изменения в Закон о рынке ценных бумаг предусматривают, что участником синдиката кредиторов по договору синдицированного кредита (займа) и стороной СФУК может быть не только специализированное общество проектного финансирования (далее – СОПФ), но и специализированное финансовое общество (далее – СФО). В отличие от СОПФ, СФО может создаваться не только для финансирования долгосрочного инвестиционного проекта, но и для более абстрактных целей, таких как приобретение денежных прав требований, заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществление эмиссии структурных облигаций и т. д. Таким образом, данное изменение позволяет более широкому кругу лиц через приобретение структурных облигаций, выпущенных СФО, участвовать в финансировании в рамках синдицированного кредитования.
Из Закона о синдицированном кредите исключено положение, согласно которому участник синдиката кредиторов может переводить свои права и обязанности только на то лицо, которое может выступать в качестве участника синдиката кредиторов. В части перевода обязанностей ограничение сохранено: они могут быть переведены только на лицо, которое может быть участником синдиката кредиторов по смыслу Закона о синдицированном кредите.
Элевация
Статья 10.1 Закона о синдицированном кредите в новой редакции предусматривает более широкий перечень оснований элевации – автоматического перехода прав кредитора по договору синдицированного кредита (займа) к внешнему участнику.
Помимо введения процедуры наблюдения в отношении кредитора, к основаниям элевации теперь относится также:
принятие мер по предупреждению банкротства кредитора;
отзыв лицензии кредитной организации у кредитора; и
принятие решения о ликвидации кредитора.
Стоит отметить, что в указанных выше случаях права (требования) кредитора по общему правилу переходят к внешнему участнику со дня предоставления внешним участником денежных средств кредитору (т. е. ретроспективно), а не со дня введения процедуры наблюдения в отношении кредитора, как это было указано в предыдущей редакции. Иной порядок перехода прав (требований) может быть предусмотрен условиями СФУК.
Основания для расторжения СФУК
Изменения расширяют перечень существенных нарушений обязательств кредитора по СФУК, предоставляющих право другим сторонам СФУК потребовать в судебном порядке расторжения СФУК, а также потребовать возмещения причиненных таким нарушением убытков. Теперь к ним относятся не только уступка участником синдиката кредиторов прав (требований) к заемщику по договору синдицированного кредита (займа) без одновременной передачи новому кредитору своих прав и обязанностей по СФУК, но и проведение зачета встречных требований по договору синдицированного кредита (займа).
Важно, что указанные уступка и зачет признаются существенными нарушениями только в том случае, если в результате их совершения объем прав (требований) кредитора к заемщику по договору синдицированного кредита (займа) окажется меньше, чем сумма денежных средств, предоставленных внешним участником кредитору в рамках СФУК, что неизбежно влечет за собой недополучение внешним участником денежных средств от кредитора.
Межкредиторское соглашение внешних участников
Статья 10.1 Закона о синдицированном кредите дополнена новой частью, предусматривающей возможность заключения межкредиторского соглашения между несколькими внешними участниками и кредитором. Такое соглашение может регулировать порядок принятия решений внешними участниками и кредитором, а также порядок исполнения обязанностей внешних участников по предоставлению денежных средств кредитору и обязанностей кредитора по возврату денежных средств внешним участникам, а также иных прав и обязанностей.
Квалификация СФУК
Ранее Закон о синдицированном кредите уже указывал, что к отношениям сторон СФУК не подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ о договоре займа и кредитном договоре. Принятые поправки также исключают применение к СФУК норм Гражданского кодекса РФ о договоре поручительства, независимой гарантии, договоре страхования, агентском договоре, а также норм законодательства о производных финансовых инструментах.
Исключение применения вышеуказанных норм необходимо для целей защиты интересов внешних участников, так как в противном случае они предусматривали бы возможность предъявления прямых требований от заемщика к внешнему участнику в случае неисполнения кредитором своих обязательств по договору синдицированного кредита (займа). Такая возможность нарушала бы баланс интересов участников рынка, поскольку, согласно Закону о синдицированном кредите, внешний участник не имеет прямого требования к заемщику, а кредитор отвечает перед внешним участником только в части, в которой он фактически получил исполнение от заемщика.
Внесенные изменения призваны, помимо прочего, облегчить привлечение дополнительного финансирования, стимулировать распределение рисков между участниками рынка, упрочив положение внешних участников, повысить привлекательность нефондируемой формы субучастия, а также способствовать дальнейшему развитию института синдицированного кредитования в российском праве, в том числе повышать его рентабельность на вторичном рынке.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.