Информируем вас о том, что 10 июля 2023 года был принят Закон № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – «Закон», «Пятый антимонопольный пакет»). Закон вступает в силу с 01 сентября 2023 года.
Пятый антимонопольный пакет разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики, а также в целях предупреждения и пресечения монополизации цифровых рынков.
Проанализируем ключевые нововведения.
<
Пятый антимонопольный пакет ввел определение «сетевых эффектов», а именно свойства товарного рынка, при котором потребительская ценность программы для ЭВМ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров («цифровая платформа»), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.
Иными словами, чем больше покупателей и продавцов используют определенную программу для осуществления сделок, тем сильнее влияние ее правообладателя на рынке товаров, связанных с этой программой.
Введение указанных определений необходимо для проведения полноценного анализа состояния конкуренции на цифровых рынках для установления хозяйствующих субъектов, в отношении которых будут применяться новые механизмы контроля.
<
<
Пятый антимонопольный пакет вводит запреты монополистической деятельности на цифровых рынках, при наличии в совокупности следующих условий:
наличие сетевого эффекта;
доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;
выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает
2 миллиарда рублей.
Вышеуказанное регулирование обеспечит защиту участников рынка и потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ.
<
<
Законом введено новое условие государственного контроля сделок экономической концентрации – теперь компании должны будут согласовывать с Федеральной антимонопольной службой сделки свыше 7 миллиардов рублей.
Данное нововведение позволит учитывать реальную ценность компании, действующей на цифровом рынке (например, стартапов), поскольку действующие критерии балансовой стоимости активов группы лиц и выручки не всегда отражают фактическую ситуацию.
<
<
Закон также направлен на расширение института экспертизы. В частности, вводится возможность назначения и проведения экспертизы в рамках:
рассмотрения ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю;
рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам рассмотрения ходатайств о согласовании сделок экономической концентрации.
Эти изменения позволят придать результатам экспертизы особое доказательственное значение, что будет качественно отличать такое доказательство от заключений, подготовленных по инициативе сторон сделки.
<
<
Пятый антимонопольный пакет вводит механизм заключения об обстоятельствах ходатайства, которое направляется сторонам сделки в случае, если по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки антимонопольный орган придет к выводу о том, что сделка и иное действие приведут или могут привести к ограничению конкуренции.
Указанное заключение должно содержать положения о фактических и иных обстоятельствах, установленных антимонопольным органом, а также предлагаемые условия, которые могут быть установлены антимонопольным органом в целях обеспечения конкуренции.
Важно отметить, что данное изменение позволит сторонам сделки ознакомиться с выводами антимонопольного органа и предоставить пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах ходатайства. Закон также предусматривает возможность очного рассмотрения ходатайства в случае принятия заключения об обстоятельствах ходатайства.
Данные изменения позволят обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля за экономической концентрацией.
<
<
Законом включена норма о праве занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта представить доказательства того, что его действия (бездействие) в формах (1) экономически или технологически не обоснованного сокращения или прекращения производства товара, (2) создания дискриминационных условий, (3) создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, (4) манипулирования ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности), могут быть признаны допустимыми.
<
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.