Информационное письмо
****Платформенная занятость**** – относительно новая сфера, которую только начинают регулировать. Так, в декабре 2023 года приняли ****Федеральный закон № 565-ФЗ «О занятости населения»****, которым впервые ввели в правовое поле понятия ****«платформенная занятость»**** и ****«самозанятость»****. Кроме того, самозанятых и специалистов, работающих через ****онлайн-платформы****, немного приблизили в правах к работникам и тем, кто работает по договору ГПХ. Самозанятые и специалисты онлайн-платформ получили право на ****пособие по безработице**** при условии уплаты налогов и взносов.
Сейчас в ****Госдуме**** разрабатывают отдельный ****законопроект «О платформенной занятости»****. Планируется, что он утвердит ****права и обязанности**** платформенных специалистов и площадок. Депутаты обсуждают, в частности, создание единого ****реестра цифровых платформ**** под управлением контролирующего ведомства, вероятнее всего, Роскомнадзора. Также они хотят обязать платформы уведомлять исполнителей о возможности ****добровольного медицинского и пенсионного страхования****. Мы будем следить за продвижением законопроекта.
Уже сейчас мы рекомендуем при привлечении специалистов, работающих через платформы, учитывать трудовые и налоговые риски, например риски переквалификации отношений с такими специалистами в трудовые, признания заказчика налоговым агентом по отношению к самозанятому исполнителю, риски нарушения законодательства о ПДн при передаче информации о таких специалистах третьим лицам. С целью страхования возможных рисков уже сейчас рекомендуем проанализировать соглашения с провайдерами цифровых платформ на предмет положений, которые могут привести к материализации указанных рисков.
****Министерство экономического развития**** предлагает установить следующие критерии определения степени ****нанесённого утечками ПДн вреда**** – от наименее до наиболее критичной, в том числе для установления размера ****компенсации**** за такое нарушение:
Причинение ****вреда жизни****, ****здоровью**** гражданина в результате утечки ПДн, идентифицирующих лицо по ****биологическим**** признакам (сканы документов, удостоверяющих личность, фото- и видеоматериалы, адреса проживания и работы).
Причинение ****вреда имуществу**** гражданина (данные о счетах, пароли и логины учётных записей, связанных с имуществом).
Причинение ****морального вреда**** (данные о состоянии здоровья, личного характера) и ****персонализированный маркетинг**** (данные об истории покупок, спам звонки).
При этом причинение вреда по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений должно являться дополнительным ****отягчающим основанием**** для определения степени нанесённого вреда.
****Госдума**** приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, который распространяет режим ****налоговой тайны**** на сведения, передаваемые налоговыми органами региональным межведомственным ****комиссиям по противодействию нелегальной занятости**** и территориальным органам Роструда.
Напомним, что с 1 января 2024 г. вступил в силу новый ****закон о занятости****, которым предусмотрено, что в субъектах РФ создаются ****межведомственные комиссии**** по противодействию нелегальной занятости. Эти комиссии будут вправе получать от различных госорганов, в том числе от ФНС, различную информацию, включая ****ПДн**** и сведения, составляющие налоговую тайну.
****Минтруд и ФНС**** должны утвердить перечень сведений, передаваемых налоговыми органами в такие комиссии. Информацию по этому перечню налоговики должны будут передавать ****автоматически****, ****без запроса**** со стороны этих ведомств. Роструд, в свою очередь, будет вести общедоступный ****реестр работодателей****, у которых выявлена ****нелегальная занятость****.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.