Информационное письмо
Информируем Вас о значимых новостях в сфере фармацевтики и здравоохранения:
****1.**** Госдума в первом чтении одобрила предложение закрепить понятие стратегически значимых лекарственных средств;
****2.**** Компания «Аксельфарм» добилась отмены решения ФАС России о запрете вывода препарата для речения рака на российский рынок и взыскания штрафа в размере более 500 млн рублей в государственный бюджет;
****3.**** Компания «Биокад» выиграла спор с московским УФАС о доказанности полной локализации производства препарата в рамках закупки;
****4.**** Правительство утвердило правила реализации запрета продажи просроченных и немаркированных лекарств;
****5.**** Минздрав продлил работу комиссии по определению дефектуры или риска дефектуры препаратов в связи с санкциями;
****6.**** ФАС уточнила правила закупки лекарств и применения национального режима;
****7.**** Минфин разъяснил правила указания страны происхождения товара в заявках на госзакупки;
****8.**** Временное управление введено в отношении одного из крупнейших производителей лекарств АО «Нижфарм».
Законопроектом
Согласно документу, стратегически значимыми будут считаться те лекарства, которые обеспечивают приоритетные потребности здравоохранения для профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в России. Входящие в перечень препараты в обязательном порядке должны производиться на территории страны.
По сообщениям СМИ, Минпромторг также уже подготовил и обсуждает проект критериев для включения лекарственных препаратов в перечень СЗЛС. В настоящий момент проект пока не был опубликован.
В начале марта 2025 г. Арбитражный суд г. Москвы
В своем предписании ФАС ссылался на совпадение качественного и количественного состава действующего вещества лекарственного препарата «Акситиниб» (является ЖНВЛП), вводимого в оборот компанией «Аксельфарм», с аналогичными характеристиками оригинального препарата «Инлита», держателем регистрационного удостоверения на который является компания Pfizer, Inc.
Суд первой инстанции, признавая незаконным предписание ФАС, отметил следующее:
****(i)**** Между компанией «Аксельфарм» и Pfizer, Inc. ****отсутствуют конкурентные отношения****, что в принципе исключает возможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений Закона о защите конкуренции.
****(ii)**** ****ФАС не наделен компетенцией**** по контролю за соблюдением требований патентного законодательства, в том числе нарушений норм законодательства об интеллектуальной собственности.
****(iii)**** Факт использования компанией «Аксельфарм» результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту, ****не был доказан****.
Спор возник по итогам проведения торгов на поставку лекарственного препарата леналидомид в марте 2024 г. Победителем стала компания «Биокад», поставляющая препарат «Рупсулимид» с действующим веществом (МНН) леналидомид.
Московское Управление ФАС (УФАС) по жалобе одного из участников торгов выявило нарушение при проведении торгов, в частности, интерпретировало ****прочерк в графе «страна производства до получения молекулы» в документе СП
Компания «Биокад» обжаловала решение и предписание УФАС в суде и добилась их отмены по делу № А40-78403/2024. В решении суда первой инстанции
****(iv)**** ****Факт выдачи документа СП Минпромторгом РФ является достаточным доказательством**** того, что все стадии производства осуществляются на территории государств–членов ЕАЭС. Выданный министерством СП свидетельствует о том, что Минпромторг проверил достоверность сведений о локализации производства препарата на всех стадиях.
****(v)**** Кроме того, ****антимонопольный орган не учел сведения о месте производства**** фармацевтической субстанции препарата, ****указанные в государственном реестре лекарственных средств****. Согласно реестру, «Рупсулимид» производится на территории РФ, что также является надлежащим подтверждением страны происхождения фармацевтической субстанции лекарственного препарата.
Окончательную точку в споре поставил Арбитражный суд Московского округа, поддержав выводы нижестоящих инстанций и отклонив кассационную жалобу антимонопольного органа
01 марта 2025 г. вступил в силу ****запрет на продажу просроченных и немаркированных лекарственных препаратов**** (ч. 2 ст. 57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).
Правительство приняло постановление, устанавливающее реализацию этого запрета
Помимо этого, работники аптек перед запуском продаж того или иного препарата должны будут проверять в системе мониторинга его коды идентификации и глобальный идентификационный номер. Если же аптека продает препараты без использования данных системы маркировки, то ее сотрудники должны будут проверять срок годности, номер серии и дату выпуска лекарства вручную.
Постановление Правительства было подписано 03 марта 2025 г., сам же механизм заработает ****с 01 июня 2025 г.****
Предполагается, что нововведение необходимо для исключения последней возможности реализации товаров недобросовестными продавцами и поможет пресечь любые попытки продажи фальсифицированных лекарств.
Минздрав принял решение о продлении еще на ****3 года**** работы межведомственной ****комиссии по определению дефектуры или риска дефектуры**** препаратов в связи с введением ограничительных мер экономического характера в отношении РФ и опубликовал обновленный порядок работы межведомственной комиссии
Решением ведомства обновлены критерии признания лекарственного препарата дефицитным. Теперь дефицит будет установлен при наличии хотя бы одного из следующих критериев:
****(i)**** производитель или поставщик прекратил деятельность;
****(ii)**** нет ключевых компонентов для производства;
****(iii)**** лекарство снято с регистрации в России;
****(iv)**** есть заключение Росздравнадзора о дефиците;
****(v)**** нет терапевтических аналогов препарата в РФ (новый критерий);
****(vi)**** иные факты, послужившие причиной отсутствия (дефицита) либо риска их возникновения.
В межведомственную комиссию будут входить представители Минздрава, ФТС, Росздравнадзора, ФАС и других ведомств. Состав комиссии будет утверждаться Минздравом.
Кроме того, в Приказе закреплены ключевые задачи и функции межведомственной комиссии. Так, предусматривается, что в случае признание препарата дефицитным комиссия вправе выдать разрешение на временное использование незарегистрированных препаратов при наличии аналогов препарата в РФ и отменять такие разрешения при устранении дефицита.
При этом за комиссией закрепляется право разрешить реализовывать и применять лекарства в упаковке, предназначенной для обращения в иностранных государствах. В данной части Приказ Минздрава действует ****до 31 декабря 2025 г.****
В остальных частях положение о межведомственной комиссии действует ****до конца 2027 г. ****
ФАС провела ежеквартальное совещание с участниками системы госзакупок. По итогам совещания были разъяснены ключевые требования к закупкам лекарственных препаратов и применения национального режима при закупках для государственных и муниципальных нужд
--table--
--table-border--
--table-header--
--table-width=95--
Требование в рамках закупки | Разъяснение ФАС |
---|---|
Ограничения на закупку иностранных препаратов | Льготы и ограничения, предусмотренные Постановлением № 1875 от 23 декабря 2024 г. ****не применяются к закупкам лекарств, не входящих в Перечень ЖНВЛП****, независимо от того, проводятся закупки в рамках Федерального закона № 44-ФЗ или № 223-ФЗ. |
Эквивалентность лекарственных форм | Разные формы одного препарата могут считаться эквивалентными, ****только если каждая форма препарата отдельно включена в Перечень ЖНВЛП****. |
Поставка многокомпонентных препаратов | ****Замена поставки**** многокомпонентного лекарственного средства в рамках закупки ****на однокомпонентное**** возможна только в случае, когда ****каждый**** из таких компонентов (i) ****зарегистрирован как самостоятельное лекарственное средство**** и (ii) ****включен в Перечень ЖНВЛП****. |
Учет патентов и лицензий на действующие вещества | В РФ могут поставляться ****препараты с запатентованными действующими веществами**** (в том числе защищенными евразийскими патентами), а также ****от производителей без лицензии на такие вещества****. При рассмотрении таких заявок участников закупок закупочные комиссии обязаны ****учитывать соответствующие разъяснения ФАС****. |
Минфин России опубликовал разъяснения по заполнению сведений в заявке участника госзакупок
****(i)**** Запрет указания нескольких стран происхождения в заявках связан с риском неопределенности в существенном условии контракта. Кроме того, указание страны происхождения в заявке — обязательный элемент для предоставления национального режима и применения иных защитных мер.
****(ii)**** Такое требование не обязывает участника иметь указанный в заявке товар в наличии, но подразумевает предоставление достоверной информации о планируемых к поставке товарах.
****(iii)**** Правила государственной регистрации медицинских изделий
Указом Президента Российской Федерации введено временное управление акционерного общества «Нижегородский химико-фармацевтический завод» (Нижфарм)
Нижфарм является одним из крупнейших в России производителей лекарств и поставляет на рынок такие лекарства как «Аквалор», «Снуп» и «Кардиомагнил». Одной из причин введения временного управления могла стать необходимость обеспечения контроля за стратегически важным активом на рынке лекарственных препаратов.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.