27 декабря 2018 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 27.12.2018 № 531-ФЗ, которым вносятся изменения в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве)». Данные изменения представляют собой еще один шаг в рамках арбитражной реформы, которая проводится в России с конца 2015 года.
Напомним, что по итогам арбитражной реформы в России осталось четыре постоянно действующих арбитражных учреждения, а именно: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ, Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ (оба учреждения были освобождены от законодательно установленной обязанности по получению особой лицензии на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения), Российский арбитражный центр при Российском институте современного арбитража (РАЦ при РИСА) и Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей (АЦ при РСПП).
Новые изменения в третейском законодательстве направлены на либерализацию процесса лицензирования деятельности арбитражных учреждений, в том числе иностранных.
Так, иностранным арбитражным учреждениям предоставляется право осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения в случае включения их в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями. Указанный перечень ведется Министерством юстиции Российской Федерации; иностранное арбитражное учреждение включается в него по рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Вместе с тем, в случае, если иностранное арбитражное учреждение имеет намерение осуществлять деятельность по администрированию арбитража внутренних споров, то оно должно иметь на территории Российской Федерации обособленное подразделение.
На сегодняшний день Совет по развитию третейского разбирательства рассматривает заявление о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения одного из самых уважаемых иностранных арбитражных учреждений в Азии, положительное решение по которому может послужить хорошим примером для иных иностранных арбитражей.
Для лиц, не получивших право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, Федеральным законом о внесении изменений устанавливается запрет на выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, а также на рекламирование и публичное предложение выполнения функций по осуществлению арбитража. Данные законодательные запреты направлены на пресечение деятельности «карманных» третейских судов.
Изменения коснулись также сферы корпоративных отношений. Так, Федеральный закон о внесении изменений уточняет способ заключения арбитражного соглашения в корпоративных договорах. Ранее, законодательство предусматривало, что все участники общества, а также само общество должны быть сторонами арбитражного соглашения. Федеральный закон о внесении изменений уточняет, что достаточно наличия арбитражного соглашения, заключенного между сторонами корпоративного договора. Кроме того, споры, вытекающие из корпоративного договора, могут рассматриваться постоянно действующими арбитражными учреждениями в отсутствие правил арбитража корпоративных споров.
В целях дальнейшего развития арбитража в России Совету по совершенствованию третейского разбирательства предоставляется право обобщать практику применения третейского законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то, что указанные изменения были внесены в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве)», однако мы надеемся, что соответствующие по-правки вскоре будут внесены в процессуальное законодательство.
Федеральный закон о внесении изменений вступает в силу 29 марта 2019 года.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.
Практики: Разрешение споров, Корпоративное право, Слияния и поглощения
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.