Кто под маской честного партнера? Галина Козорезова, Свой бизнес
Доверяй, но проверяй - напоминает народная мудрость обязательное правило бизнеса. Как узнать правду о поставщике или партнере? И всегда ли нужно тратить на это время и деньги?
Проверять или не проверять?
Недавно к Эдуарду Чайкину, генеральному директору юридического агентства «Рэйнбоу 2000», обратился клиент - мукомольный завод, потерявший крупную сумму по вине группы мошенников. Суть аферы, которую злоумышленники провернули несколько раз, была такова. Мошенники представлялись оптовой компанией, снабжающей мукой пекарни. Они закупали у мукомолов продукцию, а через некоторое время предъявляли им претензию: якобы товар оказался некачественным. К письму прилагался липовый акт экспертизы. В соответствии с изначальным договором конфликт передавался в Третейский суд. Но здесь у аферистов каждый раз находились «свои люди», и тяжба неизменно разрешалась в их пользу.
Могли ли мукомолы оградить себя от подобных неприятностей? Наверняка, если бы загодя поинтересовались репутацией своего партнера. Гораздо дешевле заниматься профилактикой конфликтов, нежели их улаживанием. В любом случае, прежде чем ударить по рукам, важно точно представлять все риски, с которыми связано выполнение договора.
Впрочем, поддаваться чрезмерной подозрительности тоже не стоит. Убытки далеко не всегда измеряются деньгами. Потери времени, связанные с выяснением «личности» новых партнеров, подчас еще более важны.
[ ... ]
Уделять особо пристальное внимание проверке контрагента следует в том случае, если ваше с ним сотрудничество будет выходить за рамки повседневной коммерческой деятельности, - рекомендует Василий Рудомино, партнер юридической фирмы «АЛРУД». - Это может быть особо крупный контракт, покупка недвижимости или нетрадиционная для вашего рода бизнеса сделка.
[ ... ]
О чем расскажут балансы
Проверяя банк, где вы планируете открыть банковский счет, следует изучить его лицензию и его официальную финансовую информацию, обнародованную в СМИ: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, сведения об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.
Еще один совет: вне зависимости от характера деятельности компании - будь то банк, оптовый торговец или строительная фирма - необходимо поинтересоваться размером уставного капитала.
Почерпнуть полезную информацию о контрагенте можно также, познакомившись с результатами его аудиторской проверки. Конечно, вряд ли ваш партнер сообщит вам название своего аудитора. Но, например, если это открытое акционерное общество (ОАО), информацию можно получить через Федеральную службу по финансовым рынкам (бывшую ФКЦБ).
Однако следует помнить: красивые цифры баланса, учредительных и прочих немаловажных документов не гарантируют абсолютную добропорядочность вашего контрагента. Поэтому, чтобы максимально себя обезопасить, попросите его предоставить рекомендации других его партнеров или своих клиентов. Солидную компанию не должна оскорблять такая просьба.
Отзыв о контрагенте можно также запросить в одной из отраслевых бизнес-ассоциаций.
[ ... ]
Расстояние не помеха
[ ... ]
Гораздо сложнее собрать достоверную информацию о зарубежном партнере. Если он зарегистрирован в офшорной зоне, шансов на это практически нет. Если фирма «прописана» в США или Западной Европе - проверить ее можно через реестр компаний, который ведут судебные или административные органы той или иной страны. Так, во Франции - это торговые суды, в Германии - гражданские суды первой инстанции, в Швейцарии - административные органы кантонов, в Англии - министерство торговли, в США - административные или судебные органы штатов. Кроме того, запрос можно отправить в иностранную налоговую службу. Проблема еще и в том, что «достучаться» до зарубежных бюрократов из России будет довольно сложно. Нужно как минимум владеть иностранным языком и уметь грамотно составлять юридические запросы. Поэтому лучше поручить эту работу специалистам-юристам. Хотя в некоторых случаях необходимую информацию можно добыть и самостоятельно.
Можно защитить свои интересы и другим путем - потребовать у контрагента предоставить обеспечение сделки.
[ ... ]