Ужесточение ответственности за нарушение мер по предупреждению распространения коронавируса (COVID-19)

Ужесточение ответственности за нарушение мер по предупреждению распространения коронавируса (COVID-19)

02 апреля 2020

В связи с активным распространением коронавирусной инфекции COVID-2019 органами государственной власти России как на федеральном, так и на региональном уровнях предпринимаются существенные меры по обеспечению самоизоляции граждан.

В числе таких мер – ужесточение ответственности за нарушение мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, для чего уже был предпринят ряд законодательных шагов.

1. Принят закон об ужесточении уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

01 апреля 2020 г. был принят Федеральный закон № 100-ФЗ, которым предусмотрены следующие изменения.

Во-первых, уголовную ответственность по ч. 1 ст. 236 Уголовного кодекса РФ теперь будет влечь нарушение санитарно-эпидемиологических правил, не только повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, но и создавшее угрозу наступления таких последствий.

Иными словами, для привлечения к уголовной ответственности по данной статье теперь не требуется непосредственно возникновения массового заболевания или отравления, а достаточно лишь угрозы их наступления, что, на наш взгляд, призвано облегчить привлечение к уголовной ответственности по указанной статье (которая ранее применялась не очень часто в связи со сложностью доказывания возникновения массового заболевания в результате нарушения санитарных правил конкретным лицом).

Во-вторых, был увеличен размер штрафа, который может быть назначен в качестве наказания за указанное нарушение (ранее максимальный размер штрафа составлял 80 тыс. рублей, в соответствии с новой редакцией размер штрафа составляет от 500 тыс. до 700 тыс. рублей), а также введена такая мера ответственности как лишение свободы на срок до 2-х лет.

Кроме того, был введен штраф до 2-х миллионов рублей за данное нарушение, если оно повлекло смерть человека (ч. 2 ст. 236 Уголовного кодекса РФ), а также закреплен его новый квалифицирующий признак – смерть двух и более лиц – с возможностью лишения свободы на срок от 5 до 7 лет (ч. 3 ст. 236 Уголовного кодекса РФ).

Помимо этого, законом введена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения под видом достоверных сообщений / публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации (ст.ст. 2071, 2072 Уголовного кодекса РФ), что позволит привлекать к ответственности за распространение ложной информации о новой коронавирусной инфекции.

2. Принят закон о введении административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических норм в условиях распространения опасного заболевания (ч. 2, 3 ст. 6.3 КоАП РФ).

01 апреля 2020 г. также был принят Федеральный закон № 99-ФЗ о внесении ряда изменений в КоАП РФ.

Так, ранее ст. 6.3 КоАП РФ предусматривала привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с новыми изменениями вводятся новые квалифицирующие признаки данного нарушения – совершение его в период режима ЧС, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих или в период действия ограничительных мер (карантина) либо невыполнение предписаний органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ).

Такое нарушение влечет наложение штрафа (для юридических лиц – до 500 тыс. рублей) или приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом, если такое нарушение повлекло причинение вреда здоровью человека или смерть (без признаков преступления), то размер штрафа будет увеличен (для юридического лица – до 1 миллиона рублей).

На наш взгляд, к ответственности по данной статье могут быть привлечены, в том числе, работодатели и их должностные лица, не обеспечившие соблюдение мер, принятых в связи с коронавирусной инфекцией. Нарушением может являться несоблюдение ограничительных мероприятий (карантина), вводимых в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Учитывая, что Главным государственным санитарным врачом России было принято постановление, предусматривавшее введение режима самоизоляции для лиц, прибывающих из стран с неблагоприятной обстановкой, то под действие данной статьи может подпадать и нарушение нормативных актов органов государственной власти субъектов в части несоблюдения режима самоизоляции / необеспечения работникам возможности соблюдения такого режима.

Кроме того, в соответствии с указанным законом также была введена в действие ст. 20.61 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности или в зоне чрезвычайной ситуации. Такое правонарушение будет наказываться штрафом (для юридических лиц - до 300 тыс. рублей), а при причинении вреда здоровью человеку или имуществу или повторном невыполнении правил поведения – штрафом (для юридических лиц - до 1 миллиона рублей) или приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

В текущих обстоятельствах указанная норма (при отсутствии признаков нарушения, указанных в ст. 6.3 КоАП РФ) также может активно использоваться для привлечения к ответственности граждан и юридических лиц, в том числе – работодателей и их должностных лиц. При этом отличие данной нормы от ст. 6.3 КоАП РФ заключается в том, что устанавливается ответственность за нарушение именно правил режима повышенной готовности, а не санитарно-эпидемиологических норм. В частности, основанием для привлечения к ответственности по ст. 20.61 КоАП РФ может являться нарушение Указов Мэра Москвы (от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, от 29 марта 2020 года № 34-УМ и др.) и иных аналогичных актов субъектов РФ, которыми был введен именно режим повышенной готовности.

Данным законом также были введены ч. 101, 102 ст. 13.15 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за распространение заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения под видом достоверных сообщений / распространение заведомо ложной общественно значимой информации (повлекшее смерть человека, нарушение общественного порядка и т.д.), что также позволит привлекать к ответственности за распространение ложной информации о новой коронавирусной инфекции.

3.Московская городская дума приняла закон о введении административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности.

Также 01 апреля 2020 г. Московская городская дума приняла закон, предполагающий внесение в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях ст. 3.18.1, в соответствии с которой нарушение требований нормативных актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, будет влечь наступление административной ответственности.

Указанный закон, по сути, предусматривает специальную административную ответственность, которая может применяться в случае, если действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. При этом данный закон предусматривает возможность задержания транспортного средства, если нарушение режима самоизоляции производится с использованием транспортного средства.

Учитывая, что в настоящий момент ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, развивается стремительно и непредсказуемо, а государство нацелено сдержать распространение инфекции, мы полагаем, что контроль за соблюдением мер может существенно ужесточиться по примеру других стран, что включает, в том числе, активное привлечение нарушителей к административной и даже уголовной ответственности.


Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Практики: Разрешение споров, Уголовное право, комплаенс и расследования

Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.


Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.

Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.



Примечание: обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была основана на нашем анализе данных из открытых источников, а также на нашем понимании предусмотренных законодательных норм и практики правоприменения. Авторы данного письма, равно как и юридическая фирма АЛРУД, не несут ответственности за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации..

С уважением,
Юридическая фирма АЛРУД

ул. Лесная, д. 7, этаж 12, Москва, Россия, 125196
Т: +7 495 234 96 92, Т: +7 495 926 16 48, info@alrud.com
alrud.ru
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять