Контрсанкции, иностранные инвестиции и антимонопольное регулирование: обзор итогов 2023

Контрсанкции, иностранные инвестиции и антимонопольное регулирование: обзор итогов 2023

06 февраля 2024

2023 год ознаменовался дальнейшим усилением контроля в отношении сделок по продаже российских активов, принадлежащих иностранным «недружественным» лицам, а также в отношении российских стратегических предприятий. В сфере антимонопольного регулирования спустя несколько лет обсуждений и доработок был принят пятый антимонопольный пакет, а также завершилось рассмотрение ряда прецедентных дел. Более подробно о ключевых событиях и итогах 2023 года читайте в нашем обзоре.

1. Контрсанкции

Процедура получения разрешений подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее – «Подкомиссия») осуществление сделок (операций) в рамках контрсанкционных Указов стала более понятной: порядок рассмотрения стал более прозрачным, были установлены критерии согласования, соблюдение которых необходимо для получения положительного решения.

При принятии решений по сделкам (операциям) особое внимание уделяется вопросам финансирования в контексте влияния на волатильность внутреннего валютного рынка, а также кандидатуре покупателя. При этом необходимо, чтобы продаваемый бизнес смог впоследствии успешно функционировать и развиваться.

2. Контроль со стороны Президента РФ

За 2023 год Президентом РФ было принято 34 распоряжения с разрешением на осуществление сделок (операций) в порядке Указа от 05 августа 2022 г. № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Приобретаемые активы в основном связаны с ТЭК и нефтегазовым сектором.

В отношении крупных российских активов иностранных «недружественных» лиц, имеющих значительное влияние на российскую экономику в соответствующих сферах, активно применялся инструмент по введению режима внешнего управления, устанавливаемого Президентом РФ. Данный механизм был введен в качестве меры в ответ на незаконные лишение или ограничение права собственности российских лиц «недружественными» государствами.

3. Иностранные инвестиции в стратегические предприятия

В результате внесения поправок в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» иностранными инвесторами теперь признаются российские граждане, которые получили вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. В настоящее время такое лицо также обязано подать ходатайство о согласовании установления контроля над стратегическим обществом.

Кроме того, были уточнены последствия совершения сделок без соблюдения требований законодательства о стратегических инвестициях. При наличии у сторон сделки умысла акции (доли) или имущество стратегического предприятия, а также приобретенные в результате такой сделки доходы, могут быть взысканы в доход РФ.

4. Споры и расследования ФАС России

В 2023 году завершилось рассмотрение и оспаривание ряда прецедентных антимонопольных дел, заслуживающих внимания. В частности, к ответственности за заключение картеля на торгах были привлечены строительные компании (дело Кошелев-проект), входящие в одну группу лиц. Компании оспаривали данное решение антимонопольного органа со ссылкой на наличие фактического контроля. Однако суды не приняли данный довод, исключив применение иммунитета контроля для участников картельного соглашения.

Кроме того, суды поддержали решение антимонопольной службы о признании крупных металлургических компаний виновными в установлении монопольно высоких цен на рынке плоского металлопроката.

5. Изменения в антимонопольном законодательстве

В целях совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и предупреждения и пресечения монополизации цифровых рынков был принят пятый антимонопольный пакет.

В частности, пятый антимонопольный пакет ввел определение «сетевых эффектов», расширил запреты монополистической деятельности на цифровых рынках, при наличии определенных условий, установил новые пороговые критерии для согласования сделок, расширил институт экспертизы, ввел новые механизмы при согласовании сделок.

Скачать текст в виде PDF документа
Скачать

Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.

Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.
Узнать больше об услугах практик:
Антимонопольное регулирование



Примечание: обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была основа на нашем анализе данных из открытых источников, а также на нашем понимании предусмотренных законодательных норм и практики правоприменения. Авторы данного письма, равно как и юридическая фирма АЛРУД, не несут ответственности за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

В случае возникновения вопросов, пожалуйста, свяжитесь с нами.

С уважением,
Юридическая фирма АЛРУД

ул. Лесная, д. 7, этаж 12, Москва, Россия, 125196
Т: +7 495 234 96 92, Т: +7 495 926 16 48, info@alrud.com
alrud.ru
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять