Уважаемые дамы и господа!
Коммерческая практика юридической фирмы АЛРУД рада представить серию регулярных информационных материалов под названием «Дело в практике»!
В новом выпуске «Дело в практике» мы хотели бы затронуть тему использования эмодзи в бизнес-коммуникации с помощью мессенджеров и подхода судов к квалификации такого использования.
Современные электронные средства коммуникации активно используются в деловом обороте. Обмен текстовыми сообщениями, файлами, документами посредством мессенджеров находит признание в качестве действия, приводящего к юридически значимым последствиям. Так, имеется судебная практика, где суды признают допустимость заключения договора и обмен юридически значимыми сообщениями в рамках договора путем переписки сторон в мессенджерах, даже когда в самом договоре такой способ коммуникации не упоминается. Некоторые суды отдельно отмечают, что взаимодействие хозяйствующих субъектов посредством мессенджеров является обычной практикой делового оборота.
При этом суды также принимают во внимание, в частности, такие факторы как: предыдущая практика взаимодействия сторон в рамках договорных отношений (при наличии); какие способы коммуникации обычно используются сторонами при исполнении договора; совершает ли сторона какие-либо действия, которые могут служить подтверждением обсуждений сторон в мессенджере в рамках исполнения договора; возможно ли достоверно идентифицировать лицо, которое ведет переписку в мессенджере.
Частью современной культуры стало активное использование эмодзи при общении в мессенджерах, в том числе в рамках деловой переписки. Вопрос, насколько эмодзи в сообщениях имеет юридическое значение, начал проходить тестирование в российских судах.
👍 = согласие?
Впервые подробно о том, какие правовые последствия вызывает использование эмодзи в договорных отношениях, высказался 15-й ААС в Постановлении от 29 июня 2023 г. по делу № А32-36944/2022.
Фабула дела заключалась в том, что Истец (покупатель) и Ответчик (продавец) заключили договор купли-продажи киоска, в соответствии с которым одно из существенных условий– цвет киоска – должно было быть в последующем утверждено сторонами дополнительным соглашением.
Для согласования цвета стороны использовали мессенджер WhatsApp
На этом переписка закончилась, и вскоре между сторонами возник спор, перешедший в судебное разбирательство:
по мнению Истца, условие о цвете было согласовано, и у контрагента возникла обязанность по передаче киоска, которую он не исполнил;
по мнению Ответчика, проставление эмодзи не свидетельствовало о выражении воли Истца, поэтому условие о цвете, относящееся к предмету договора, не было согласовано сторонами.
Cуд первой и апелляционной инстанций встали на сторону Истца, и, среди прочего, отметили следующие значимые обстоятельства:
в обычном понимании эмодзи «палец вверх» означает «хорошо» (при этом в рамках рассмотрения дела суд отметил, что Ответчик, указывая на возможность различных интерпретаций данного изображения, иного разумного понимаемого значения данного изображения не предложил);
в последующей переписке значение эмодзи-ответа Ответчик не уточнил, а значит, воспринял ответ как согласие, не требующее объяснения. Суд дополнительно обратил внимание, что из переписки сторон не следует, что Ответчику требовалась какая-то иная информация для исполнения обязательств по договору.
Важно отметить, что в данном случае в договоре между сторонами было напрямую предусмотрено, что стороны признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи, наравне с исполненными в простой письменной форме (каналами связи в терминах договора признавались, в частности, телефонные номера (WhatsApp
Позиция суда, в которой использование эмодзи было наделено юридической силой, не осталась незамеченной, в том числе другими судами:
1) В Постановлении 2ААС от 30 ноября 2023 г. № 02АП-5712/2023 по делу № А28-2634/2023 ответчик в подкрепление своей позиции о том, что истцом было получено надлежащее уведомление о готовности товара к отгрузке, указал, что контрагент в ответ на фото упакованного товара поставил эмодзи «палец вверх», чем подтвердил согласование начала отгрузки.
Суд отклонил доводы ответчика, указав, что отправление фото упакованного товара не отвечает сложившейся из договора практике уведомления о готовности товара к отгрузке, т.к. ранее стороны использовали иной порядок согласования. Суд отдельно также отметил, что использование смайл-жеста (язык эмодзи), выражающего одобрение, не свидетельствует само по себе о том, что контрагент воспринял фотоснимок в качестве уведомления о готовности товара к отгрузке.
2) В Решении АС Краснодарского края от 1 декабря 2023 г. по делу № А32-19233/2023 рассматриваемые обстоятельства касались правомерности расторжения договора аренды путем направления письма-уведомления о расторжении в мессенджере.
В указанном споре отдельно не анализировался вопрос об использовании эмодзи, однако в обоснование своей позиции о признании юридической силы действий посредством передачи сведений через мессенджер суд сослался в качестве примера на Постановление 15-ого ААС от 29.06.2023 N 15АП-8889/2023 по делу № А32-36944/2022, где судом отправление и получение эмодзи было признано юридически значимым действием (с учетом совокупности всех обстоятельств дела).
Несмотря на то, что однозначного подхода к квалификации использования эмодзи в судебной практике пока не сложилось, можно сделать некоторые выводы и обратить внимание на следующие практические моменты в рамках договорных отношений:
1) В том случае, если стороны не заинтересованы в том, чтобы какие-либо вопросы, которые имеют юридическую значимость, в рамках договора разрешались путем переписки в мессенджерах, имеет смысл обратить отдельное внимание на формулировки договора в отношении обмена корреспонденцией по договору и порядка согласования любых изменений / дополнений в договор. Возможно прямо предусмотреть недостаточность согласования условий при переписке в мессенджерах и необходимость оформления отдельных документов в письменной форме, подписанных обеими сторонами;
2) Если, наоборот, специфика проекта (исполнения договора) предполагает постоянный обмен информацией и обратной связью через мессенджеры, то в таком случае может быть разумным рассмотреть вариант включения опции по использованию мессенджеров напрямую в текст договора для оперативного решения текущих вопросов. В таком случае разумно в договоре: (1) указать конкретные мессенджеры, в которых предполагается вести соответствующую переписку; (2) определить конкретных уполномоченных лиц для ведения соответствующей переписки; (3) указать номера телефонов, с использованием которых будет производится переписка; (4) детализировать порядок коммуникации с контрагентом, исключив или ограничив использование мессенджеров определенной сферой вопросов, которые могут решаться сторонами в рамках переписки в мессенджерах; а также (5) по необходимости предусмотреть дальнейшие действия и порядок взаимодействия, если уполномоченный представитель стороны получает какое-либо сообщение от другой стороны в мессенджере;
3) В том случае, если в рамках переписки в мессенджерах контрагент использует эмодзи в качестве реакций на какое-либо сообщение, необходимо напрямую уточнять значение соответствующего эмодзи текстом. Это позволит избежать неопределенности в трактовке намерения и воли контрагента.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.