Законопроект об обязательном освоении земельных участков
В законопроекте № 634000-8 (принят в первом чтении) предлагается ввести обязанность правообладателей земельных участков – как физических, так и юридических лиц – своевременно приступать к освоению:
Под освоением земельного участка понимаются мероприятия, выполнение которых необходимо для приведения земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Перечень таких мероприятий, а также признаки неиспользования земельных участков будут устанавливаться Правительством РФ.
Согласно законопроекту, срок освоения земельных участков не может составлять более 3 лет, за исключением случаев, когда в проекте рекультивации земель предусмотрен иной срок освоения земельного участка.
Ответственность за неосвоение таких земельных участков не установлена в законопроекте в текущей редакции, но уже предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ и составляет штраф в размере:
если определена кадастровая стоимость земельного участка:
если не определена кадастровая стоимость земельного участка:
На сегодняшний день правообладатели по общему правилу не обязаны приступать к освоению земельных участков. Исключение составляют земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые необходимо осваивать в силу указания закона. Помимо этого, на данный момент такая обязанность может быть предусмотрена договором аренды земельного участка, заключенным с публичным собственником (государственными органами или органами местного самоуправления).
Законопроект принят в первом чтении. Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 марта 2025 года.
Законопроект о внесудебном обжаловании решений Росреестра
Законопроект № 556069-8, принятый в третьем чтении, разработан в целях создания внесудебного (административного) порядка обжалования решений Росреестра о приостановлении кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимое имущество. Действующее законодательство не предусматривает подобной процедуры.
Согласно законопроекту, для административного порядка обжалования будут созданы апелляционные комиссии, в состав которых войдут представители от кадастровых инженеров и органов Росреестра.
В апелляционные комиссии можно обращаться в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении. На заседании вправе присутствовать заявитель и иные заинтересованные лица, а также регистратор прав, подготовивший уведомление о приостановлении. Заседания могут проходить как в очной, так и в дистанционной форме.
Новая форма обжалования разработана для снижения нагрузки на судебную систему. Обращаем внимание, что одновременная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в суд и в апелляционную комиссию не допускается: если апелляционной комиссии становится известно об обращении в суд, то она прекращает рассмотрение заявления.
В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2026 года.
Законопроект о комплексном реформировании регулирования в сфере недвижимости
Правительство РФ внесло большой законопроект № 633966-8, направленный на уточнение регулирования в сфере земельного и градостроительного права, регистрации объектов недвижимости и их кадастрового учета.
Среди прочего, в законопроекте предлагается:
Полный перечень предлагаемых законопроектом изменений доступен по ссылке.
В случае принятия закон вступит в силу 1 марта 2025 года.
Законопроект об исключении «двойной ответственности» застройщика в случае нарушения требований потребителя о качестве объекта
Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 635611-8, принятом в первом чтении, в настоящее время законодательно установлена «двойная ответственность» застройщика: неустойка за нарушение требований потребителя, касающихся качества объекта долевого строительства, уплачивается с учетом двух законов - Закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» («Закон № 214-ФЗ») и Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Законопроект предлагает исключить такую «двойную ответственность» и установить, что Закон № 214-ФЗ содержит исчерпывающий перечень применяемых к застройщику мер гражданско-правовой ответственности (неустоек, штрафов, пеней, процентов), связанных с заключением, исполнением, изменением и (или) прекращением договора участия в долевом строительстве.
Законопроект об одностадийном проектировании несложных объектов
Законопроектом № 611282-8 предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по установлению случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации. Соответствующие поправки предусматриваются для статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пояснительной записке изменения вносятся в целях перехода на одностадийное проектирование в отношении несложных объектов – например, для распределительных газопроводов и газопроводов-вводов. В настоящее время для таких объектов реализована модель двухстадийного проектирования: сначала разрабатывается проектная документация, которая должна, по общему правилу, пройти экспертизу, после чего готовится пакет рабочей документации.
Законопроект принят в первом чтении. Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 сентября 2024 года.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.