****Уважаемые дамы и господа!****
В рамках 14 пакета санкций от 24 июня 2024 года Советом ЕС были внесены изменения в Регламент № 833/2014 («Регламент»), которым установлены ограничительные меры в отношении Российской Федерации, ее граждан и организаций. Далее мы хотели бы обозначить последствия введения новых ограничений, которые повлияют на споры с европейскими контрагентами.
Особое внимание среди изменений привлекает ответная мера ЕС на большое количество споров, инициированных российскими компаниями с применением правил об исключительной компетенции арбитражного суда – ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ.
Запрет касается совершения сделок (прямо или косвенно) с юридическими лицами, которые обратились в российский суд в рамках правил установления исключительной компетенции российских судов или запрета инициировать или продолжать разбирательства в иностранных судах в связи со сделкой или контрактом, на исполнение которых прямо или косвенно, полностью или частично повлияли санкции ЕС. Данные лица становятся, по сути, «санкционными» и будут вноситься в отдельный список в рамках Приложения XLIII к Регламенту.
Из буквального толкования соответствующих положений Регламента следует, что формально самого факта обращения в суд может быть достаточно для применения ограничения. Представляется, что текущая формулировка может позволить применить его даже тогда, когда инициированный в России спор напрямую с санкциями не связан.
Указанное ограничение не распространяется на ряд сделок, связанных с необходимостью закупки, импорта или транспортировки фармацевтической, медицинской или сельскохозяйственной и пищевой продукции, которые разрешены согласно Регламенту; с получением доступа к правосудию ЕС; а также в исключительных случаях для целей взыскания убытков согласно регламентам ЕС.
На данный момент не до конца ясна работа данного механизма на практике: в частности, не урегулировано, ****как и кто будет отслеживать**** споры, в рамках которых российские лица будут применять ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ.
Также нет разъяснения относительно ситуации, когда российский суд без соответствующего заявления истца может ****самостоятельно сослаться**** на ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ. Из опыта мы понимаем, что иностранные лица толкуют ограничительные меры очень консервативно, воздерживаясь от каких-либо активных действий в российском суде, которые формально могут считаться нарушением санкций.
Остается неясность в отношении того, что значит запрет совершать сделки ****косвенно**** с лицами, которые инициировали судебное разбирательство в России. Понятие «косвенно» несет риски для цепочек сделок и сделок, совершенных компаниями группы.
Как следует из Регламента, ограничительные меры касаются ситуаций, когда иск/заявление подано в российский суд на основании ****ст. 248 АПК РФ**** и тождественных правил российского законодательства. Статья 248 АПК РФ устанавливает исключительную компетенцию по делам, которые имеют тесную связь с территорией России независимо от санкционного элемента. Однако все же представляется, что Совет ЕС имел в виду инициирование споров по ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ.
Граждане и организации ЕС смогут обратиться в суд ЕС с заявлением о компенсации за ущерб, причиненный решением суда в третьей стране, вынесенным по иску лиц, чьи требования связаны со сделками, на которые прямо или косвенно повлияли санкции ЕС. Условием компенсации является факт того, что эффективный доступ к правосудию у граждан и организаций ЕС в такой стране отсутствует.
Эта мера также направлена на усиление давления на российских контрагентов, которые пользуются преимуществом исключительной компетенции российских судов. В зоне риска находятся активы российских компаний в ЕС.
Разбор иных ключевых изменений, принятых в рамках 14-го санкционного пакета ЕС, Вы можете найти в нашем Информационном письме.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.