14 пакет санкций ЕС – последствия применения правил об исключительной компетенции российского суда

14 пакет санкций ЕС – последствия применения правил об исключительной компетенции российского суда

28 июня 2024

****Уважаемые дамы и господа!****

В рамках 14 пакета санкций от 24 июня 2024 года Советом ЕС были внесены изменения в Регламент № 833/2014 («Регламент»), которым установлены ограничительные меры в отношении Российской Федерации, ее граждан и организаций. Далее мы хотели бы обозначить последствия введения новых ограничений, которые повлияют на споры с европейскими контрагентами.

1. Санкции за инициирование разбирательства в российском суде


Особое внимание среди изменений привлекает ответная мера ЕС на большое количество споров, инициированных российскими компаниями с применением правил об исключительной компетенции арбитражного суда – ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ.

Запрет касается совершения сделок (прямо или косвенно) с юридическими лицами, которые обратились в российский суд в рамках правил установления исключительной компетенции российских судов или запрета инициировать или продолжать разбирательства в иностранных судах в связи со сделкой или контрактом, на исполнение которых прямо или косвенно, полностью или частично повлияли санкции ЕС. Данные лица становятся, по сути, «санкционными» и будут вноситься в отдельный список в рамках Приложения XLIII к Регламенту.

Из буквального толкования соответствующих положений Регламента следует, что формально самого факта обращения в суд может быть достаточно для применения ограничения. Представляется, что текущая формулировка может позволить применить его даже тогда, когда инициированный в России спор напрямую с санкциями не связан.

Указанное ограничение не распространяется на ряд сделок, связанных с необходимостью закупки, импорта или транспортировки фармацевтической, медицинской или сельскохозяйственной и пищевой продукции, которые разрешены согласно Регламенту; с получением доступа к правосудию ЕС; а также в исключительных случаях для целей взыскания убытков согласно регламентам ЕС.

2. Риски, связанные с толкованием новых ограничений


На данный момент не до конца ясна работа данного механизма на практике: в частности, не урегулировано, ****как и кто будет отслеживать**** споры, в рамках которых российские лица будут применять ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ.

Также нет разъяснения относительно ситуации, когда российский суд без соответствующего заявления истца может ****самостоятельно сослаться**** на ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ. Из опыта мы понимаем, что иностранные лица толкуют ограничительные меры очень консервативно, воздерживаясь от каких-либо активных действий в российском суде, которые формально могут считаться нарушением санкций.

Остается неясность в отношении того, что значит запрет совершать сделки ****косвенно**** с лицами, которые инициировали судебное разбирательство в России. Понятие «косвенно» несет риски для цепочек сделок и сделок, совершенных компаниями группы.

Как следует из Регламента, ограничительные меры касаются ситуаций, когда иск/заявление подано в российский суд на основании ****ст. 248 АПК РФ**** и тождественных правил российского законодательства. Статья 248 АПК РФ устанавливает исключительную компетенцию по делам, которые имеют тесную связь с территорией России независимо от санкционного элемента. Однако все же представляется, что Совет ЕС имел в виду инициирование споров по ст. ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ.

3. Компенсация в связи с судебным разбирательством в России


Граждане и организации ЕС смогут обратиться в суд ЕС с заявлением о компенсации за ущерб, причиненный решением суда в третьей стране, вынесенным по иску лиц, чьи требования связаны со сделками, на которые прямо или косвенно повлияли санкции ЕС. Условием компенсации является факт того, что эффективный доступ к правосудию у граждан и организаций ЕС в такой стране отсутствует.

Эта мера также направлена на усиление давления на российских контрагентов, которые пользуются преимуществом исключительной компетенции российских судов. В зоне риска находятся активы российских компаний в ЕС.

Разбор иных ключевых изменений, принятых в рамках 14-го санкционного пакета ЕС, Вы можете найти в нашем Информационном письме.


Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.

Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.
Узнать больше об услугах практик:
Разрешение споров



Примечание: обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была основана на нашем анализе данных из открытых источников, а также на нашем понимании предусмотренных законодательных норм и практики правоприменения. Авторы данного письма, равно как и юридическая фирма АЛРУД, не несут ответственности за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

В случае возникновения вопросов, пожалуйста, свяжитесь с нами.

С уважением,
Юридическая фирма АЛРУД

ул. Лесная, д. 7, этаж 12, Москва, Россия, 125196
Т: +7 495 234 96 92, Т: +7 495 926 16 48, info@alrud.com
alrud.ru
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять